Адаптация к детскому саду в семье

Адаптация - из семьи в детский садВы решили, что вашему малышу пришло время идти в детский сад? В этой публикации опустим вопросы устройства и материальных вложений. Речь пойдет об отношении родителей и детей к новой ситуации в жизни семьи. Это адаптация ребенка к  детскому саду. В этой ситуации любящих родителей волнует вопрос: как будет относиться ребенок к разлуке с матерью, которая до этого была всегда рядом с ним, а теперь отправляет его к чужой тете и детям, которые хотят внимания воспитателя так же как и он? То есть, как пройдет адаптация к детскому саду у конкретного ребенка.

Адаптация или приспособление ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении зависит от его черт характера, от отношения в семье к этому процессу, от условий пребывания ребенка в группе сверстников.

Каждый ребенок привыкает к дошкольному учреждению по своему. 2-3 летний малыш может чувствовать страх, оказавшись в новых для себя услових. Он получает стресс, становится возбудимым, плаксивым. Ребенок в период привыкания к детскому саду чаще болеет, у него может развиться невроз. Существует закономерность − чем больше ребенок эмоционально привязан к матери, тем тяжелее будет происходить адаптация. Если эмоциональная связь с матерью слабая или отсутствует – адаптация к садику проходит легче.

Тяжело привыкают к детскому саду дети:

  • у которых нет братьев и сестер;
  • опекаемые родителями, бабушками и дедушками, привыкшие к безраздельному вниманию родственников к себе;
  • не уверенные в себе;

Сложнее всего в период адаптации к детскому саду чувствуют себя дети с флегматичным темпераментом: медлительные, малообщительные. Они не умеют делать все быстро: кушать, одеваться. Если в группе их начинают торпить, то стресс оказывается еще сильнее. В итоге ребенок становится заторможенным и вялым, безразличным.

Родители должны помнить, что фактором, который усложняет привыкание малыша к детскому саду может быть неблагоприятная атмосфера в семье: ссоры родителей, конфликты, порождающие нерешительность, волнения и переживания ребенка. При конфликтной ситуации в семье, поступление малыша в садик может стать для него сплошным преодолением психологических препятствий. Ребенок отказывается от еды, плохо спит, не хочет общаться с детьми и взрослыми в детском саду, погружается в себя, плачет и начинает болеть.

Для того, что бы привыкание к детскому садику проходило легче, следует подготовить ребенка к изменениям в его жизни, способствовать формированию у него навыков адаптированного поведения и самообслуживания.

Чтобы не усиливать стрессовую ситуацию, медицинское обследование и медицинские профилактические прививки нужно сделать ребенку заранее, не позже, чем за месяц до его поступления в детский сад.

Хорошо, если между родителями и педагогами группы, которую будет посещать малыш, сложатся доверительные отношения. Немаловажно, когда родители знакомы и с помошником воспитателя. Все это является залогом доверия ребенка к этим людям, что является непременным условием хорошего самочувствия и развития ребенка в дошкольном обучающем учреждении.

Важно, что бы в период адаптации, да и в дальнейшем у родителей и работников детского сада к ребенку были одинаковые требования. Касается это, в первую очередь, режимных процессов, умения малыша вести себя в коллективе и элементарных навыков самообслуживания. С этой целью родители заранее знакомятся жизнью группы, а воспитатели с условиями воспитания ребенка в семье, его индивидуальными особенностями, привычками. Ребенок более легко привыкнет к детскому саду, если будет знать имена воспитателей, заранее познакомиться с детьми, которые уже посещают группу.

Детский сад. АдаптацияЕсли малыш часто болел и до посещения детского сада, боязливый, то его адаптация должна быть постепенной. В течении месяца, прежде чем вы планируете, что б малыш постоянно ходил в детский сад, когда будут собраны все необходимые документы и пройден медицинский осмотр, следует, по договоренности с администрацией, приходить вместе с ним на прогулочный участок во время дневной прогулки. Также ребенка следует познакомить с групповыми помещениями, педагогами, детьми, вызывать заинтересованность ко всему, с чем связана новая для него жизненная ситуация. Все эти посещения должны быть позитивны, эмоционально окрашены, что бы у малыша возникло желание узнать, что еще интересного есть в садике. Дальше в течение нескольких дней стоит водить ребенка в группу и забирать до дневного сна. Поведение ребенка подскажет вам когда время нахождения его в группе сверстников можно увеличить. За стенами детского сада родственникам нужно поддерживать позитивное эмоциональное состояние малыша, чтобы он не чувствовал себя сковано, напряженно. Больше с ним общаться и играть на свежем воздухе. Хорошо если ваш малыш приучен к водным процедурам. Речь не идет о закаливании, начинать которое в период адаптации вредно для здоровья малыша. А вот ежедневное купание в теплой воде и мягкий массаж после него помогут ребенку расслабиться и легко заснуть.

Эффективная адаптация малыша к дошкольному учреждению прямопропорционально связана с ежедневным ритуалом утреннего подъема и сборов в детский садик. Иногда малышу трудно просыпаться рано утром! Ему трудно открывать глазки, вылезать из под теплого одеяла. А здесь еще мама торопит: «Вставай, быстрее, опаздываем!»Нужно бысто одеваться, быстро собираться и расставаться с мамой. Вот и приходиться малышу хитрить: «Я заболел, нельзя идти в садик!», «У меня ножки болят!» «У меня глазки не открываются!» А мама не слушает – настаивает на своем, ругается, тормошит. Откуда возьмется хорошее настроение? Так в группу приходит хмурыйм малыш. И это ещё лучший вариант. В крайнем случае без слез и истерики не обходится. Мама уходит на работу огорченная, а ребенок отказывается играть с другими малышами, кушать, заниматься. Сидит себе на стульчике и страдает. Если так повторяется изо дня в день, да и к тому же здоровье у малыша не крепкое, то к ослабленному от нервных переживаний ребенку начинают «липнуть» болезни. Для безболезненной адаптации полезно, когда ребенок приходит в детский садик с хорошим настроением, без груза негативных эмоций. Для этого родителям стоит задуматься и ставить интересы малыша на первое место. Вам хочется, что бы малыш встречал утро с улыбкой, но что же для этого сделать? Секрет простой. Детям необходимы позитивные ощущения, жизненно важно ожидание будущего праздника. Пробуждение должно давать ребенку радость и тепло. Прикоснитесь ласково к «соне», погладьте по головке, ручкам, спинке, ножкам: «Потягушки-потягушки, нашей Машеньке ростушки». Проснуться поможет и ежедневная витаминка, которую малыш получит когда встанет, умоется, оденется. Если процесс одевания занимает много времени, нужно разбудить малыша на 10 минут раньше и одеться без спешки.

Не следует по пути в садик подкупать малыша обещаниями купить ему что-то вкусненькое,  игрушку. Ведь малышу больше всяких сладостей нужно мамино тепло, ее нежность, спокойное принятие и внимание.

Что рассказывать ребенку о детском садике? Вредно и запугивание: «Вот пойдеш в садик – там тебе покажут, там тебя научат» и обещания «райской» жизни: «Ах, там так замечательно!» Такие рассказы не отвечают действительности, с которой ребенок сталкивается. А вот что обязательно нужно малышу − это залог того, что мамочка пойдет на работу, поработает и обязательно придет в садик за своим «солнышком», и они пойдут вместе домой. По пути в детский сад родители могут предложить ребенку вместе делать интересные открытия в окружающей природе и социальном окружении, отмечать новое и интересное, чтобы дорога в детский сад каждый раз была неповторимой и радостной.

По пути из дошкольного учреждения следует расспрашивать ребенка о его впечатлениях. Стоит разговаривать с малышом уверенным, бодрым тоном, не бояться ласковых слов, похвалы. Вместе с ним радоваться его детсадовским достижениям и успехам, поддерживать в трудностях и помогать преодолевать огорчения.

Иногда стоит попросить воспитателя в группе поддержать малыша уверениями в том, что родные любят его и вскоре придут за ним: «Вот сделают все свои взрослые дела и прибегут в садик быстро быстро». Ведь страх ребенка разлучиться с матерью − наиболее сильный страх. Полезно если в садик ребенка будет водить не только кто-то один из семьи, чаще это делают мамы. Но и папе, который имеет такую возможность, не стоит отказываться от утренних прогулок с малышом в детский сад. Ребенок постепенно привыкнет к ежедневному посещению детского садика на весь день, ведь и в вечерние часы у детворы немало интересных дел − развлечения, самостоятельные игры.

Можно предложить ребенку брать с собой в садик что-то из домашних вещей: игрушку, какую-то любимую безделушку, оговорив это заранее с воспитателем. Домашняя вещь, игрушка прибавит малышу уверенности в себе в группе сверсников, напомнит о родном доме, мамочке.

Ребенок 2-3 лет испытывает потребность делать все самостоятельно, но при этом фактический уровень его возможностей, не на том уровне, чтобы он мог делать это без помощи взрослых. Нужно поддерживать стремление малыша к самостоятельности, не загасить критикой неловких действий ребенка, не убить веру в себя и свои силы, помочь малышу замечать как ростут его достижения, почувствовать радость переживания успеха.

Малыша стоит научить когда он может обратиться за помощью ко взрослому. Все это можно дать ему дома в играх с куклами или зверушками в детский сад. Проигрывание детсадовских ситуаций дома поможет подготовить малыша к посещению группы однолеток, а значит адаптация к детскому садику будет проходить легче. Так же в игре малышу можно дать представление о том, что ожидает его в детском саду. Иногда наблюдая за самостоятельной игрой ребенка родители могут увидеть образец поведения воспитателей в детском саду. Помню как была поражена, когда мой двухлетний сынишка высадил всех своих игрушечных зверушек в ряд и стал поочереди из одной тарелки кормить всех одной ложкой, выкрикивая: «Ешь! Открывай рот! Поел? Пошёл спать!»

Условия эффективной адаптации 2-3х летнего ребенка к дошкольному учреждению:

  • своевременное информирование малыша об изменениях в его жизни, создание позитивной установки на посещение детского коллектива, поддержание желания ребенка идти в садик;
  • взаимопонимание между родителями и работниками дошкольного учреждения − если ребенок его чувствует, он быстрее привыкает к новым условиям жизни;
  • постепенное увеличение времени пребывания ребенка в группе дошкольного учреждения, приближения домашнего режима к садовому;
  • своевременное проведение всех профилактических медицинских мер;
  • уменьшение эмоциональной нагрузки за счет благоприятной атмосферы в семейном кругу;
  • обучение ребенка элементарным навыкам самообслуживания и соблюдения гигиены. 

Что надо делать родителям:

  • убеждать ребенка в том, что он уже вырос, и посещение детского садика это его «взрослое дело»;
  • спланировать и реализовать постепенное увеличение времени пребывания ребенка в возрастной группе детского сада;
  • больше общаться с ребенком после посещения им садика, играться в игры;
  • давать в садик с собой любимые игрушки, вещи;
  • сообщать воспитателю об особенностях малыша и о его привычках;
  • относиться с доверием к людям, которые работают в детском саду;
  • сделать утреннее пробуждение ребенка и дорогу в детский сад интересной и радостной;
  • забирать ребенка из детского сада с хорошим настроением и с улыбкой;
  • интересоваться у воспитателя и ребенка делами, которые происходили в группе, которую посещает ребенок;
  • поощрять и позволять ребенку делать дома самостоятельно те дела, какие он делает в саду: умываться, мыть руки, одеваться, складывать игрушки, пользоваться горшком, кушать. 

Чего не следует делать в семейном кругу:

  • запугивать малыша, что в детском саду у него будут проблемы;
  • негативно отзываться о работниках детского сада;
  • наказывать ребенка дома за капризы в садике;
  • тревожиться, плакать и показывать малышу свое беспокойство, если ребенок сложно привыкает к садику;
  • запрещать играть в садике с другими детьми;
  • запрещать брать из дома игрушки;
  • учить давать сдачи за обиды.

А как прошла адаптация к детскому саду у вашего малыша? Что вы делали и чего вы не делали, что бы ребенок быстрее и легче привыкал к детскому саду?

Ещё можно почитать:


Запись опубликована в рубрике Детская с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

23 комментария на «Адаптация к детскому саду в семье»

  1. Виктория говорит:

    Ребенок приходит в сад постоянно с истеричкой, утром открыв глаза, сразу говорит: — не хочу в садик. Не на одни уговоры не реагирует. Как мне себя правильно вести? В саду играет с детками, занимается с воспитателем, но постоянно спрашивает у воспитателя когда придет мама, где она. Подскажите как мне правильно себя вести?

    • Лия говорит:

      Виктория, набраться терпения и спокойствия. Заряжать ребёнка оптимизмом и уверенностью, что мама его любит, и в садик водит на время, потому что нужно работать. Адаптация может быть различной длительности и интенсивности, что зависит от многих причин.

  2. Сергей говорит:

    Это интересно и познавательно и поэтому я с удовольствием пойду дальше в развитии этой темы

  3. Илья говорит:

    Мне кажется или автор что-то недоговаривает

  4. Вероника говорит:

    Отлично написано. А главное хорошо разжевано.

  5. Orthomol говорит:

    I become familiar with a few positive things here. Undoubtedly value social bookmarking with regard to revisiting. I’m wondering what sort of bunch attempt you add to develop such amazing helpful internet site.

  6. Владимир говорит:

    Интересно, кто ей тексты пишет?

  7. Елена говорит:

    Конечно разговаривайте с воспитателями, нужно понять, что происходит с ребенком. У нас в Испании конечно с этим легче, воспитатели не говорю за всех, но те что были у моего ребенка, очень замечательные, ласковые, отношение как будто это их ребенок, и погладят и поцелуют. С 3 лет у нас школа, но типа садика, в итоге после года в садике, ребенок не мог дождаться когда же начнется школа, пошел очень радостный и адаптировался очень быстро. Я считаю главная проблема садиков, больниц, школ и др. гос.учреждений — это сами люди, что мы взрослые лишний раз боимся что то спросить, сказать. Будьте смелее и ничего не боитесь!
    Елена recently posted..Новый дом с панорамным видом на море в Плайя де АроMy Profile

    • Лия говорит:

      Елена, Вы абсолютно правы — все зависит от людей. В Украине тоже много хороших педагогов-дошкольников, в которых сочетаются высокий профессионализм и позитивные личностные качества, среди которых любовь к детям, желание их понять и принять. Но, к сожалению, не могу сказать, что это присуще всем. Родители малышей тоже все разные. И, как Вы верно заметили, адаптация малыша к детскому саду проходит легче в тех случаях, когда родители не бояться общаться с педагогами — спрашивать о жизни ребенка в дошкольном учреждении, рассказывать о своих семейных традициях и ценностях. Когда есть здоровое взаимодействие взрослых, идущее на пользу малышу, попавшему в новые жизненные условия.
      Лия recently posted..Руланн Эрлинг. Как остановить травлю в школе: Психология моббингаMy Profile

  8. Мария говорит:

    А у нас вот какая проблема. Дочь ходит уже 4 месяца в детский сад, но ни с кем не хочет там играть и даже разговаривать, целый день молчит. Остаётся там без плача. Но стесняется что ли или не уверенна в себе. Не знаю, как помочь ребёнку. Дома она общительная, во дворе с детками играет. Домой из садика приходит, чуть ли не с порога начинает орать, огрызаться и т.д. То есть, дома эмоции выходят наружу. Думаю, что воспитатели должны помочь ребёнку раскрыться, но они этого не делают. Если им скажу что-то по этому поводу — обидятся, ещё хуже будет, наверное. Переводить в другой сад? Ещё проблем добавило то, что сначала в группе были детки, которые в сентябре пошли в школу, и пришли новые, её ровесники, вроде она с ними уже посвободнее себя вела, но потом заболела, две недели дома и тоже самое. Да ещё как раз из отпуска вышла воспитатель, которую она недолюбливает….

    • Лия говорит:

      Не думаю, что если вы поговорите с воспитателями, будет хуже. Смотря как поговорить) Если обратиться за помощью, а не с претензиями можно найти общий язык. Поговорите с ребёнком, есть ли за что недолюбливать воспитателя? Расспрашивайте дочь: что было в саду интересного, радуйтесь и удивляйтесь вместе с ней детсадовским событиям и новостям. Расскажите ей истории из своего детсадовского детства. Очень важно, что б ребенку было комфортно в детском саду. Вы уверены, что перевод в другое учреждение решит проблему?
      Лия recently posted..Сухомлинский Василий. Родительская педагогика. Как любить детей My Profile

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge