Дидактическое сопровождение игр в раннем возрасте

МашинаДелюсь материалами экспериментальной работы, которая проходила в группах раннего возраста (с года до трех) в детских садах города Николаева (Украина)  с конца девяностых по начало двухтысячных. Эта работа нашла свое отражение в профессиональных изданиях и кандидатской диссертации.

Каково же было мое удивление, когда в интернете на трех сайтах я с помощью программы Адвего-плагиатус обнаружила куски переведенной с украинского языка моей статьи напечатанной  в журнале  Палітра педагога : науково-методичний додаток до журналу «Дошкільне виховання» МОН України. – 1998 – № 4. – С. 27 – 29. без указания моего авторства.

Я списалась с администраторами этих ресурсов.  Надеюсь, что мы мирно урегулируем возникшие недоразумения и справедливость восторжествует. На этой странице публикую первую часть статьи и подкрепляю ее фотографиями  с экспериментальной площадки.

Меняются поколения, совершенствуются педагогическая теория и методика, но каждый раз, когда в группе появляется новый малыш, перед педагогом возникают вопросы: как работать с ним, какие дидактические материалы использовать?

Воспитатель, работающий с детьми раннего возраста, активизируя их спонтанную деятельность, стремится, чтобы каждый маленький воспитанник почувствовал, что познавать новое, научиться чему-то − это радость, а не только обязанность, это увлекательная дело, а не просто исполнение требований взрослого. Надеемся, при таком подходе его не коснется распространенный ныне невроз - дидактогения, то есть он не будет бояться познания.

Прием активизации спонтанной деятельности (далее - АСД) предусматривает постепенный переход от самостоятельной не регламентированной деятельности детей к совместной деятельности и личностно ориентированному взаимодействию ребенка и взрослого. Это помогает педагогу пробуждать у малышей интерес к познанию, вызывать у них восхищение. Через заинтересованное восприятие нового, подводить к осознанному усвоению представлений об объектах и явлениях окружающей среды, их взаимосвязи.

Сам конструкторПрименение приема АСД позволяет привести к общему знаменателю два понятия: свободное развитие ребенка в насыщенной предметной среде и участие значимого для ребенка взрослого в этом развитии.

Во все времена педагоги-гуманисты призывали: «Учите играя!» Восприняв этот призыв, научная педагогика разработала игры, которые основываются на игровых действиях и ситуациях, но одновременно ввела в них дидактическую задачу и назвала эти игры дидактическими.

Играя, ребенок учится разнорообразным вещам в зависимости от направленности игры. Оперируя заложенными в игру знаниями, он учится не осознанно. Собственно дидактическая цель остается скрытой от него, и, чем удачнее построена дидактическая игра, тем глубже эта цель скрыта. Малыш просто играет, но по своему внутреннему смыслу это уже процесс обучения, хотя и непрямого, непроизвольного, незаметного. Лучшие дидактические игры построены по принципу самообучения − содержание игры направляет ребенка на овладение определенными знаниями и умениями.

Именно этот принцип лег в основу дидактического материала для сенсорного воспитания дошкольников, созданного итальянским педагогом Марией Монтессори, и системы дидактических игр для развития малышей, разработанной бельгийским педагогом Овидом Декроли.

Научный метод Марии Монтессори предполагает воспитание чувств, построенное не на искусстве педагога, а на воспитательной системе, заложенной в игры. Признавая важную роль развивающей предметного среды в естественном развитии ребенка, осознавая значение дидактических игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения, уделяем особое внимание дидактическому сопровождению игровой деятельности детей, которое осуществляется педагогом. Мы убеждены, что именно воспитатель может сделать жизнь детей в группе интересной, содержательной, легкой для всей группы и для каждого ребенка Именно педагог, который умело координирует интересы и потребности детей, является индикатором их представлений, способен развить у детей стремление к познанию и побудить их при этом к высшим формам общечеловеческого поведения и чувств.

Нормы поведения в коллективе диктуют детям несколько правил пользования игрушками. Больше всего вопросов и замечаний у наших коллег, осваивающих прием АСД, возникает по поводу такого правила для малышей: информировать взрослого о своем желании взять что-нибудь для игры.

Послушание - наименее возвышенное из всех моральных чувств - все же необходимо в воспитании ребенка. Мы, вместе с тем, стремились изменить его характер: из пассивного, вынужденного сделать обоснованным, разумным, добровольным. Ведь свобода и ограничения -почти тождественные понятия. Без ограничений, собственно, нет свободы.

СимьяПоэтому и предоставили малышам «свободу подчиняться», и даже те, кому едва исполнился год, вполне нормально на это реагировали. К тому же практика работы свидетельствует: маленьких убеждают не аргументы, а интонации голоса и и визуальная информация, которую они воспринимают, - мимика, жесты, поза взрослого. И если эта информация имеет в себе положительный заряд,  то малыш понимает, что воспитатель - добрый, отзывчивый друг, который заботится о нем, желает ему добра. Это рождает взаимное чувство: всегда любят того, кто делает тебя счастливым.

Ребенок не врожденный анархист, с момента осознания собственного «Я» его морально-нравственное развитие идет по нормам и канонами социальной среды, в которой он растет. Но если эти правила и нормы навязываются декларативными, насильственными методами (морально или физически), тогда происходит деформация личности.

Используя прием активизации спонтанной деятельности, воспитатели знакомили малышей с разными правилами, в частности в играх, в жизненных ситуациях, терпеливо, мягко, но настойчиво помогали им усвоить следующее:

  • каждая игра и игрушка имеет свое место - так всегда удобно найти ее там, где надеешься;
  • игрушки - не люди, но все понимают и очень не любят, когда их ломают, - ведь приятно играть целыми и красивыми игрушками и играми;
  • если игрушки нет на месте и с ней играет кто-то другой, то из этой ситуации существует не менее трех выходов:

1) возьми другую игрушку или игру;
2) договоритесь играть вдвоем - это же так интересно;
3) ты не хочешь брать другую игрушку, не хочешь играть вместе
или тебе отказывают, - подожди, скажи своему товарищу, что ты ждешь игрушку, которой он играет.

Как бы нас не ориентировала педагогика на то, что в группе раннего возраста должно быть по нескольку штук одних и тех же игрушек, на практике по разным причинам не удается этого достичь, и вообще в группе всегда есть игры и игрушки, привлекательные для малышей именно своей уникальностью и неповторимостью.

Некоторые из коллег считают, что прием АСД используется, чтобы в любое время охватить всех детей группы, чтобы все что-то делали, чтобы все играли. Они думают, что дети скучают, когда им приходится наблюдать, как другой ребенок играет игрушкой, и ждать своей очереди. Но мы считаем, что такое временное положение способствует формированию у детей терпения, крайне необходимого для жизни в обществе. Ведь проявление волевого усилия заключается не только в том, чтобы чего-то достичь, добиться, но и в умении от чего-то отказаться, чем-то поступиться.

Мы так подробно остановились на этом, поскольку воспитатель в любой момент организации и руководства педагогическим процессом должен учитывать множество факторов, которые развивают ребенка: его заинтересованность, личные качества, навыки владения различными видами деятельности, а также навыками общественного поведения. Все начинается якобы с простого, а на самом деле сложного - научить ребенка играть так, чтобы не мешать другим детям, и гарантировать, что ему тоже не будут мешать. Это требует взаимопонимания, которое формируется не словесными методами, а самой практикой игры.

Ещё можно почитать:

Запись опубликована в рубрике Кабинет с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge