Дошкольное образование: это нужно знать родителям

Дошкольное образованиеСегодня в Украине действует единая образовательная система в которой первым образовательным звеном является дошкольное образование. Причем обязательное для детей с 5-ти летнего возраста.

Родителям будущих первоклассников нужно знать, что в Украине законодательно признано обязательное образование детей с пятилетнего возраста, разработана и рекомендована к применению педагогами и родителями министерская программа развития ребенка шестого года жизни «Впевнений старт» (Уверенный старт). В статье 8, Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 года, отмечено: «семья обязана способствовать получению ребенком образования в дошкольных и других образовательных учреждениях или обеспечить дошкольное образование в семье в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования».

Ребенок может получить дошкольное образование по желанию родителей или лиц, которые их заменяют:

  • в дошкольных образовательных учреждениях, независимо от подчинения, типов и форм собственности;
  • в семье (до 5-ти летнего возраста);
  • с помощью физических лиц с высокими моральными качествами, которые имеют соответствующее высшее образование, лицензию на право предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования и физическое состояние здоровья которых позволяет исполнять обязанности педагога».

С учетом того, что детские сады сегодня численно переполнены детьми, для того, что бы удовлетворить спрос родителей на получение детьми с пятилетнего возраста дошкольного образования, в Законе Украины «О внесении изменений в законодательные акты по вопросам общего среднего и дошкольного образования относительно организации учебно-воспитательного процесса» от от 06.07.2010 года определены организационные формы получения дошкольного образования детьми шестого года жизни:

  • дошкольные учебные заведения семейного типа;
  • группы кратковременного пребывания;
  • группы при общеобразовательных учебных заведениях;
  • охват социальнопедагогическим патронатом;
  • центры развития ребенка.

Не так давно общественность России (2004 год) и Украины (2008 год) познакомилась с новым термином «предшкольное образование».

Все сторонники предшкольного образования и в России и в Украине объясняют его необходимость «выравниванием стартовых возможностей будущих школьников» не объясняя при этом, что же имеется ввиду под стартовыми возможностями. Более того, не существует однозначности в трактовке самого термина «предшкольное образование». В Украине его рассматривают: то как создание дополнительных организационных форм получения дошкольного образования для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, то предлагают законодательно сделать промежуточным образовательным звеном в единой государственной образовательной системе, мотивируя это тем, что оно обеспечит непрерывность получения образования между дошкольным и начальным звеном.

При этом, на вопросы, касающиеся практического воплощения идеи о «выравнивании стартовых возможностей», ищут ответы педагоги-дошкольники, учителя начальной школы и родители детей 5-7 летнего возраста. А дети страдают от того, что их образовывают в несоответствующих для этого условиях; люди, не имеющие знаний о физиологических, психологических, воспитательных особенностях детей этого возраста; не умеющие обучать дошкольников играя; вместо этого, пытаясь напичкать головы детей академическими знаниями; и главное, методами и приёмами, превышающими возможности детской психики. Не разумнее было бы взрослым, от которых это зависит, направить финансирование на развитие сети дошкольных учреждений, где уже есть благоприятные условия для получения обязательного дошкольного образования детьми с 5-ти летнего возраста, умеющими это делать специалистами и знающими, что готовность старшего дошкольника к школьной жизни и последующая успешность в начальной школе определяется физиологическими, социальными и психологическими показателями развития ребёнка, степенью воспитанности будущего ученика и умением применить полученные знания и умения в собственной жизни, а не чтением, счётом и письмом.

Древняя поговорка: «Кто осведомлен − тот вооружен!» во время реформ и нововведений в образовании имеет смысл для родителей будущих первоклассников как никогда.

Шестилетки в школе.Родители и педагоги 5-7 летних детей обязаны знать, что в плане развития детской психики до 7 лет у ребенка ведущей деятельностью является игровая и только в 7 лет ведущей психической деятельностью становиться учебная. Ведущая – это такая деятельность, в которой все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, воображение, внимание, речь, развиваются максимально и наилучшим образом. Понятно, что речь идет не о паспортном, а о психологическом возрасте.

Детский сад

Детский сад или школа?

Все семьи разные, в каждой семье разные условия жизни. У каждого родителя своя жизненная философия и планы относительно образования собственных детей. Каждый ребенок уникален и неповторим. Поэтому с учетом личностного развития детей, государство предоставляет родителям возможность выбора.

То, что для законодателей всего-лишь буква закона, для каждой семьи является серьезным жизненным выбором. Сначала родителям нужно решить в какой форме их ребенок получит обязательное дошкольное образование на шестом году жизни, затем принять решение в каком возрасте отдавать ребенка в школу – в шесть или в семь лет. Этот выбор не делается в одночасье. Родителям, чуть ли не с пеленок малыша, нужно знать государственную образовательную политику, чтобы предопределить семейную стратегическую линию образования собственного ребенка.

Зная о том, что в соответствии с Законом об общем среднем образовании, дети в Украине идут в школу преимущественно в возрасте шести лет, желание родителей отдать ребенка в первый класс в семь лет будет полностью правомерно. В этом Законе   слово «преимущественно» дает возможность родителям самостоятельно определить, в каком возрасте их ребенку идти в школу в шесть или в семь лет.

А вот экзамены и конкурсы при поступлении в первый класс являются неправомерными. Требований, чтобы ребенок, идя в первый класс, умел читать, не существует. Так же не требуется, чтобы он умел писать, считать, выполнять еще какие-либо школьные действия и задания. Ребенок должен иметь определенный уровень развития и должен функционально, физически, физиологически быть готовым к усвоению знаний в школе.

Еще по вопросам относительно дошкольного образования можно прочитать в интервью с первым заместителем Председателя Государственной инспекции образовательных учреждений Юрием Дудником.

Современные исследования утверждают, что психика дошкольника  пластична. Что он легко обучается, что может усвоить гораздо больше, чем считалось ранее. Это открывает широкие перспективы для существенного обогащения познавательного содержания образовательных программ, и как следствие измение возраста начала школьного обучения. Однако, возможности ребенка не безграничны, и содержание образования должно быть очерчено возрастными психофизиологическими факторами. Прежде всего, нельзя забывать о том, что ребенок интенсивно растет: развивается его мозг, оформляется нервная система, их функциональные особенности еще не сложились. Поэтому, законодательно вводя новые интенсивные программы, новые правила жизни маленьких сограждан, необходимо учитывать не только то, чего они способны достичь, а чего им это будет стоить.

Радужные надежды, возлагаемые на предшкольное образование его сторонниками, на практике оборачиваются недоумением педагогов, растерянностью родителей и муками детей. Размышляя над проблемой времени начала школьного обучения, надо сместить акценты с вопросов возраста ребенка на вопросы его индивидуальных возможностей и особенностей реализации педагогами-специалистами образовательных задач. А предшкольное образование можно рассматривать как попытки через внешние действия решить социальную проблему общества.

О том, как определить готовность ребена к школьной жизни, поговорим в следующей статье. И посмотрите ролик: Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?

Реалии обучения шестилеток:

Ещё можно почитать:

Запись опубликована в рубрике Детская с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Дошкольное образование: это нужно знать родителям»

  1. Эвелина говорит:

    я сейчас за этим не слежу, но краем уха новости слышу. Так даже косвенно меня утомили наши «реформаторы» от образования — чуть не каждый год то вводят что-то, то отменяют. А каково тем, кого напрямую это касается? !
    Эвелина recently posted..День самоуправления в школе – шуточный приказ учеников.My Profile

  2. Ирина говорит:

    Cпасибо за статью, актуальная тема. Очень хорошо, что это она поднимаеться в средствах массовой информации.
    Рады, что ученные об этом открыто заявляют. Ведь нам — педагогам-дошкольникам — самим не справится с тем колоссальным давлением со стороны родителей и учетелей начальных классов на детские сады по поводу так называемой подготовке к школе. Они ее в основном видят, как умение читать, считать, решать задачи и т. д.
    Подтверждением того, что ученые солидарны во мнениях есть статья К. Крутий «Урок бабочки или массовый загон шестилеток в школу начался… »
    http://prorektornauka.blogspot.com/2012/06/blog-post_11.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge