Дошкольное образование. Говорят дети

Говорят дети. Дошкольное образованиеВ течении всей своей психолого-педагогической практики собираю фактический материал: «Говорят дети». Ведь устами младенца, как известно, глаголет истина. Особенно актуальными эти наработки стали с тех пор, когда задумала написать книгу «Мир взрослых устами ребенка». Материал для этой книги накапливается и пополняется рассказами педагогов и родителей дошкольников и младших школьников. Эти смешные, на наш взрослый взгляд, высказывания детишек, дают почву для серьезных раздумий и анализа детского восприятия, мышления, представлений. Бесценный материал для детского психолога.

На этой неделе публикации блога были посвящены дошкольному образованию. Читатели имели возможность узнать мнение об этой первой образовательной ступени различных людей: родителей, педагогов, ученых, Министра. Осталось познакомиться с мнением о дошкольном образовании самых маленьких граждан Украины. Деток в возрасте от двух до семи лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. И имеющих свое собственное мнение по поводу того, какое оно это дошкольное образование.

Прежде, чем привести примеры детских высказываний о детском садике, о людях, которые работают в нем, хочу напомнить взрослым: родителям и педагогам. Дети – зеркало событий, происходящих вокруг них. Мы порой удивляемся: Откуда ребенок это знает? Где он такого нахватался? Почему он так себя ведет и так говорит?

Малыши очень наблюдательны, они замечательные психологи. А еще у детей есть великая способность к словотворчеству и фантазированию. Если они чего-то недопоняли или недослышали, воображение поможет им дорисовать картинку для поддержания уверенности в целостности окружающего мира. Но не стоит списывать на воображение ребенка те случаи, когда он зеркалит поведение и речь близких для него людей: своих родителей и педагогов.

Говорят дети. Дошкольное образованиеУмные педагоги понимают, что для любого проявления – поведенческого или речевого у ребенка есть образцы. И если спросить малыша: где ты такое видел (слышал), он расскажет вам много чего интересного. Только спросить доброжелательно, а не гневно и осуждающе. В таком случае ребенок просто замкнется в себе и сделает соответствующий вывод. Но не о том, о чем бы хотелось взрослым, что так нельзя делать (говорить). А о том, что так можно делать (говорить), но так, что б не увидели (не услышали) конкретные люди.

Не лишним будет напомнить, что у людей, независимо от возраста, существует эффективный способ для снятия нервного напряжения. Он заключается в проговаривании тяжелых жизненных ситуаций. Простое речевое изложение происходящего в жизни человека дает возможность пережить, осмыслить, справиться со сложной ситуацией, найти выход из нее.

Ситуацию адаптации к детскому садику для малыша третьего года жизни можно назвать сложной. Поэтому так важно поощрять ребенка рассказывать о том, как прошел день в группе детского сада. А если у ребенка небольшой словарный запас и он не может связно по-взрослому рассказать о том, что его волнует, он обязательно отобразит это в игре. Будьте только наблюдательными и чуткими, поиграйте с ребенком, предложив ему роль воспитателя. Образцы поведения педагогов не заставят себя ждать.

И вот пример. Двухлетний малыш не любит ходить в садик, осознание неизбежности происходящего в его жизни, проявляется в его игре. Во время утренних сборов Женя взял мягкую игрушку – хомячка Катьку – и ласковым, заискивающим голосом обращается к игрушке:
- Катька, пойдешь с Женечкой в садик?
- И-и-иииииииии, − протяжно-плачуще озвучивает ответ игрушки.
- Не плач, Катька, немножко покушаешь, поспишь, погуляешь и мамочка придёт, заберет, − следует нежно-утешительное обращение к игрушке.

А вот другой образец игры двухлетнего. Высадил на диване вряд зверушек - мягкие игрушки и имитирует кормление всех по-очереди одной ложкой из одной тарелки. Приговаривая:
- Кушайте, детки.
Вдруг хватает одну из игрушек несет в угол и бросает ее там. Сам невозмутимо продолжает «кормить» остальных. На вопрос мамы:
- Ты зачем Васю туда отнес?
- Не хочет кушать.
- Он больше не будет. Он будет хорошо кушать. Выпусти его из угла.
Бежит к игрушке и насупив брови строгим голосом спрашивает:
- Васька, не будешь? Иди кушай! – мягкая игрушка возвращается на диван. Через минуту в угол отправляется другая непослушная игрушка. Игра длилась минут 10, пока все игрушки не поперебывали в углу.

Когда 16-летней девчонкой я пришла работать в детский сад, то имела глупость спросить у группы 6-ти летних детей: какая воспитательница вам больше нравиться? Причём в ответе детей я была уверена заранее: два воспитателя в этой группе были полной противоположностью друг-другу: одна − импульсивный, резкий, вечно говорящий на повышенных тонах педагог; вторая − спокойная, выдержанная, мягкая. Я конечно думала, что они назовут вторую воспитательницу. И каково было удивление, когда дети хором произнесли имя-отчество первой. На мой удивленный вопрос: «Почему? Она же на вас кричит?» последовал ответ: «Она нас любит!»

Я всегда была противницей разговоров на повышенных тонах, особенно в детском саду. И вообще, считаю крик на ребенка – признаком бессилия и не знания других способов организации группы детей. Радует, что все больше педагогов осознают это. А дети за искреннюю любовь готовы простить многое, не только крик. Главное, что бы умные взрослые не злоупотребляли этим детским всепрощением.

А вот монолог трехлетнего по дороге из детского сада: «Мама, моя любименькая Петровна сегодня не пришла и у нас была какая-то старенькая бабушка. Она кричала на меня когда мы легли спать: «Спи, Вадик!» А я спе-ци-аль-но не спал!» − банальная ситуация подмены воспитателя на группе кем-то из персонала и своеобразный протест малыша против ситуации.

Мама другого малыша не могла понять, почему, когда она рассказывает своему трехлетке про детский садик: как там хорошо, добрые воспитательницы, много детей, красивые игрушки, сын насуплено бубнит: «Там плохие игрушки!» Только со временем выяснилось, что "игрушки плохие", потому что деткам не давали ими играть и они нужны были только для интерьера в группе.

Если практически все родители знают, что в группе детского сада посменно работают два воспитателя и помощник воспитателя – в простонародье няня, то про специалистов некоторых педагогических профессий в детском саду и дети и даже родители имеют смутное представление.

Внучка рассказывает бабушке: «Сегодня наши воспитательницы не пришли, а с нами весь день был зарядник». Оказалось, инструктор по физической культуре. Ребёнок так нарекла этого специалиста по аналогии со словом «зарядка», которую каждое утро с детьми проводит этот педагог.

Расскажу веселую историю, связанную с логопедом – специалист, который занимается в детском саду профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи у деток. Так вот, сцена на улице. Пятилетний мальчик радостно сообщает маме, завидев своего логопеда:
- Мама, смотри, наш рогопед идет!
На что мама «резонно» замечает:
- Не рогопед, а логофефт!

Уважаемые гости сайта, если в вашей родительской или педагогической копилке есть истории из рубрики «Говорят дети» очень попрошу вас оставлять эти записи в комментариях к этой статье с указанием имени, первой буквы фамилии и возраста ребенка, сказавшего это изречение в таком варианте: «Саша Б. 5,10» Первая цифра – количество лет, вторая – месяцев ребенка на момент, когда он это сказал. Вполне возможно, что это изречение попадет в книгу «Мир взрослых устами ребенка».

Если вам понравилась публикация и вы хотите, что бы ее прочитали ваши друзья из социальных сетей, кликните пожалуйста по кнопкам, расположенным ниже. И в заключение, посмотрите ролик «Дети из рубрики «Взгляд снизу». Не вошедшее в эфир с Иваном Ургантом.

Ещё можно почитать:

Запись опубликована в рубрике Детская с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

13 комментариев на «Дошкольное образование. Говорят дети»

  1. Архип говорит:

    Очень интересная статья. Добавляю в в избранное.

  2. Павел говорит:

    У меня мама работает воспитателем в Д/С, так в последнее время столько разборок было только потому, что ребенок сказал родителям, что сон-час провел в раздевалке… хоть это и не правда…
    Павел recently posted..Electro-Metrika Vol.16 (18.10.2012)My Profile

  3. Кристина говорит:

    Дети иногда говорят не только смешно, но и умно. Вспомнила книгу Корнея Чуковского «От двух до пяти». Пишите и издавайте книгу о том, что говорят современные дети. Это будет интересно.

  4. Наталья говорит:

    Ох уж эти детки. Они говорят так интересно… У меня старшенькая, держа в руках мужнину рапиру, на вопрос, а что у тебя в руках сказала «Шваба» (Швабра вместо шпага) Таких забавных моментов было очень много.
    Наталья recently posted..Простые браслеты. «Спринт».My Profile

  5. Лия говорит:

    Девочки, спасибо за коменты. Хана и Виктория, высказывания ваших деток про садик — просто супер)
    Лия recently posted..Нехватка мест в детских садах — глазами родителей My Profile

  6. Виктория говорит:

    Мой сын после первого дня в саду на следующее утро сказал: «Все, мама, закончилась моя учеба. Больше в садик не пойдем»… 🙂
    Виктория recently posted..Семейное воспитание: раздел педагогики и отдельная наукаMy Profile

  7. rastihabadnik говорит:

    А вчера я вообще узнала, что младшая дочка в саду отказывается с кем-либо говорить)))Вот так…
    rastihabadnik recently posted..Шире круг!My Profile

  8. rastihabadnik говорит:

    Бася Е. 3,4 Поднимаясь по лестнице в квартиру, говорит: «Когда вниз — то в садик, когда вверх — то домой».
    Бина Е. 4, 6 «У нас в садике пока холодно. Но скоро включат отУпление, и будет хорошо!»
    Бина Е. 5, 6 : к нам сегодня приходил психолод! (Ее сестра, Бейла Е. 5 лет, сейчас о том же уроке говорит: к нам приходила псикола)
    Айзик Е. 4, 7: Какой урок музыки?! Наша учительница уже давно забыла, как этот садик выглядит!
    rastihabadnik recently posted..Шире круг!My Profile

  9. Оксана Ершова говорит:

    Дети всегда очень интересно говорят. Я жалею, что не записывала перлы своего сына. Он такое отжигал 🙂 Правда, и сейчас это практикуется. Но он уже взрослый, поэтому не так воспринимается, как тогда…

  10. ELENA говорит:

    Что то я не пойму. Вроде я подписалась на рассылку,но ничего нет. Подписываюсь еще раз. На этом сайте всегда нахожу ответы на многие жизненные вопросы. Успехов сайту и хозяйке.
    ELENA recently posted..Путешествие по штату ВирджинияMy Profile

    • Лия говорит:

      ELENA, спасибо за подписку) С момента создания сайта было 4 рассылки. Я проверила на смартреспондере. Сегодня Ваша запись прошла. Рассылки стараюсь делать 2 раза: в первой и второй половине месяца. Очень дорожу дружбой с Вами. С удовольствием читаю Ваши комментарии. Заходите на «огонёк» 🙂
      Лия recently posted..Школа или детский сад? Секреты готовности к школеMy Profile

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge