Долго думала над тем, стоит ли публиковать этот материал на блоге. Все-таки он имеет свою специфику и предназначен для украинских читателей, так как вряд-ли россиян заинтересует тема: Дошкольное образование в Украине. Хотя для меня, все, что касается дошкольного образования России, представляет определенный интерес. Несколько жизненно-важных для меня событий развеяли мои сомнения.
Первое, мой блог за три месяца деятельности был замечен специалистами дошкольного образования Николаевского Научно-методического центра и Всеукраинской общественной организацией «Ассоциация работников дошкольного образования». Для тех, кто не владеет украинским языком, перевожу выдержку из отзыва этой организации: «Важным является то, что материалы сайта, в которых изложение мыслей является интересным, понятным, настроенным не на обучение, а способствуют размышлениям, пригодятся руководителям дошкольных образовательных учреждений, которым сегодня, как никогда, необходимо научиться помогать педагогам и родителям сориентироваться в безграничных современных вопросах воспитания, построить гуманные взаимоотношения между педагогами и детьми, педагогами и родителями». Такой отзыв просто обязывает меня уделять внимание на блоге "Семейные секреты" вопросам дошкольного образования Украины, с целью информирования родителей о всех нововведениях в этой области.
Второе, Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, с целью поднятия престижности профессии педагога дошкольного образовательного учреждения, определения и объединения потенциала дошкольного образования разных регионов Украины, проводит в городе Киеве 27 сентября 2012 года Всеукраинский День Дошкілля. У слова "дошкілля" нет аналога в русском языке. По смыслу оно включает всех специалистов дошкольного образования и тех, кто связан с дошкольным детством: детей, их родителей, педагогов. Я себя считаю настоящей "дошкольницей", поэтому День Дошкольников и мой личный праздник!
И третье, 25 и 27 сентября мне предстоит общение с родителями будущих первоклассников на областном телевидении: о реформах в дошкольном образовании, о государственных программах развития и обучения детей дошкольного возраста, о том, как родителям подготовить будущих первоклассников к школьной жизни, что бы процесс адаптации к школе прошел безболезненно. Хотя я уже имею опыт подобных выступлений, цикл статей на этом блоге будет полезен и мне, в качестве подготовки к прямому эфиру, и украинским родителям, в семье которых растет дошкольник.
И так, эта публикация открывает цикл статей о дошкольном образовании и адресована родителям будущих первоклассников и педагогам, осуществляющим дошкольное образование в Украине. О документах и реформах украинской начальной школы я уже упоминала в статье Первый раз в первый класс. Сегодня поговорим о дошкольном образовании и познакомимся с государственными документами, касающимися дошкольного образования.
Учитывая, что сегодня в нашей стране около 20% детей дошкольного возраста по различным причинам не посещают дошкольные образовательные учреждения, а большинство родителей нуждаются в психолого-педагогической помощи в воспитании детей, особенно при подготовке детей к школе, на государственном уровне планируется как можно быстрее урегулировать такой важный вопрос, как поиск эффективных форм работы с родителями будущих первоклассников, так как у них остается много неразрешенных вопросов по поводу практической реализации правительственных реформ.
Такое положение объясняется несколькими факторами:
Во-первых, изменения в законодательный базе дошкольного образования и введение обязательного дошкольного образования для детей с пятилетнего возраста привели к тому, что ни родители детей, ни педагоги, которые должны реализовать государственный заказ не успевают их осмыслить и превратить в жизненные ориентиры.
Во-вторых, в современных нормативно-правовых документах, которые регламентируют обязательное дошкольное образование, задекларирована гуманистическая модель взаимодействия взрослого с ребенком. Однако эта модель не вошла в семейную педагогику на должном уровне, в связи с тем, что не существует родительских университетов, где бы родители овладевали новой образовательной философией.
В-третьих, в обществе сложилось узконаправленное суждение относительно качества дошкольного образования, когда оно рассматривается как подготовка ребенка к обучению в школе. А между тем психолого-педагогическая наука и практика отмечают необходимость целостного развития дошкольника, которое обеспечивается сбалансированностью морфофизиологических, психологических, социальных и педагогических факторов в жизни ребенка.
Еще один негативный фактор заключается в том, что не существует единственного стратегического проекта взаимодействия родительской и педагогической общественности, способного объединить деятельность каждого ради реализации общей цели − создания условий для целостного развития дошкольника, как фундамента готовности ребенка к будущей школьной жизни.
Поэтому назрела необходимость сделать законодательную и психолого-педагогическую информацию относительно дошкольного образования, которое является платформой для готовности ребенка к будущей школьной жизни, широкодоступной для родительской общественности.
Современных родителей в наш информационный век волнует вопрос, какое образование дать ребенку, что бы он стал успешным. Даже термин появился – инвестиции в образование детей. То есть, сейчас пока мой ребенок маленький, я вложу деньги в его развитие и обучение, а потом он, когда вырастет, станет образованным, успешным, богатым. И мне при нем перепадет. Некоторые мамочки тащат своих малышей с 3-х - 6-ти месячного возраста в расплодившиеся, как грибы после дождя, школы раннего развития. Нанимают репетиторов для подготовки дошкольников к школе. При этом они не слишком-то задумываются о квалификации специалистов, осуществляющих развитие их ребенка и методах работы с детьми в подобных учреждениях. При психолого-педагогической безграмотности родителей образование превращается в модную тенденцию. Престиж и амбиции родителей затмевают вопросы личных интересов ребенка, его нервно-психического здоровья.
Открытое и прозрачное взаимодействие родительской и педагогической общественности, специалистов всех уровней дошкольного образования возможно с применением информационно-коммуникационных технологий. С помощью информации, размещенной в интернете можно повысить компетентность родителей будущих первоклассников по вопросам целостного развития дошкольника, чтобы положительно повлиять на качество дошкольного образования и готовность их детей к школьной жизни, а также получить основательную, комплексную, объективную информацию о внедрении государственных реформ в области дошкольного образования.
Семья − первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Однако родители, особенно те, дети которых не посещают дошкольные обучающие учреждения, не владеют психолого-педагогическими знаниями и зачастую испытывают трудности в их получении. Семья, не владея информацией об изменениях в государственном законодательстве относительно образования, не может выполнить важные государственные задания.
Скачать бесплатно: Державні документи дошкільної освіти 2012 (українською мовою).
И так, подведем итоги. Сегодня в Украине сделаны весомые правительственные шаги по реформированию системы образования. Среди важных просветительских вопросов – вопросы, касающиеся дошкольного образования, как первого звена в непрерывной образовательной системе.
Повышению психолого-педагогических знаний родителей будущих первоклассников, так же могут служить веб-сайты для родителей и педагогов на которых расположены материалы относительно форм, методов и приемов осуществления дошкольного образования в Украине, определены параметры, критерии и показатели качества этого образования. Среди веб-сайтов с подобной тематикой, которые ведут мои коллеги, специалисты дошкольного дела, можно назвать: сайт доктора педагогических наук, профессора Екатерины Леонидовны Крутий: ukrdeti.com; сайт кандидата педагогических наук, доцента Виктории Анатольевны Суржанськой: doshkolyata.com.ua.
В следующих публикациях поговорим о том, что обязательно нужно знать родителям будущих первоклассников из государственных документов о дошкольном образовании и о таком понятии как готовность детей к школе. А сейчас, для тех, кто владеет украинским языком, предлагаю для посмотра ролик "Из детского сада в школу в 6 лет? Украина".
Интересная статья. Узнала о реформах дошкольного образования, о программах развития и обучения детей дошкольного возраста, о том, как родителям подготовить будущих первоклассников к школьной жизни, что бы процесс адаптации к школе прошел безболезненно.
посмотрела сюжет ТСН. Ну, я, наверное, оторвана от всей страны в целом. Просто точно знаю: у нас несколько лет первоклассники ходили в «школу» в детский сад. По всему городу практически! Сейчас начали выводить эти первые классы в школу, так оборудовали там комнаты отдыха с кроватками. Все, как положено.
Мой сын прошел обучение и по шестилетней, и по семилетней программах (так получилось). Я, конечно, не специалист по начальному образованию, но как учитель сделала для себя вывод: шестилетки почему-то приходят в среднюю школу наиболее адаптированными и обучение им дается легче!
Точно также отличаются дети, что учатся в русских и украинских классах. «Украинцы» всегда почему-то были на голову выше :).
Спасибо за информативную статью — у нас как раз имеются дошколята, так что очень актуально:) Очень рада, что Ваш сайт заметили и оценили — он этого заслуживает!
rastihabadnik recently posted..Ты мне друг или сосиска?
Спасибо, Лия Николаевна.
Даже не должно было быть сомнений в публикации этого материала.
С наступающим профессиональным праздником!
Виктория recently posted..Задачи и методы семейной педагогики