Дорогие друзья! Спасибо, что заглядывали «на огонек», пока я в трудах праведных проводила время у моря. Дело в том, что в течение года среди педагогов детских садов и учителей начальной школы Николаевской области в нашем институте, по инициативе Нор Екатерины Федоровны, проводился конкурс по воплощению в современном учебно-воспитательном процессе идей Василия Александровича Сухомлинского, о котором более подробно раскажу в другой публикации.
Здесь же только замечу, что, для меня, это педагог-классик, педагог-гуманист, проработавший директором сельской школы с 1948 по 1970 год в Павлыше, Кировоградской области, Украина. В социалистическом обществе, стремящемся к построению коммунизма, когда в образовательной системе господствовали знания, он настаивал на том, что обучая детей, нельзя упускать их воспитание. Его труды пронизаны гуманистическими идеями, среди которых мораль, нравственность, духовность. О религии, сами понимаете, в те годы говорить не приходилось.
Остался позади трехдневный семинар у моря, на котором мы с коллегой освещали вопросы взаимосвязи и взаимодействия семьи и педагогов образовательного учреждения: детского сада, начальной школы. Но из головы не идет одна фраза, произнесенная куратором группы учителей курса «Христианская этика» во время проведения совместного «круглого стола» с сухомлинистами (последователями Василия Сухомлинского). А суть ее была в том, что человек мирской, не религиозный, не воцерквленный чуть-чуть не дотягивает до христианской морали, нравственности, духовности. Поэтому у учителей курса "Христианская этика" чуть-чуть выше мораль, чуть-чуть выше нравственность и чуть-чуть выше духовность, чем у сухомлинистов. Я не смогла удержаться и озвучила свою точку зрения на это заявление. Здесь, на сайте, она прослеживается в публикациях: Человек — это звучит гордо? и Свобода личности в жизненных ценностях.
Там же, на семинаре, я отстаивала мнение о том, что мораль, нравственность, духовность измеряется не тем, какой курс читает в школе учитель. И даже не профессией человека. К сожалению не все учителя отличаются высокой нравственностью и духовностью. И даже тот факт, что человек позиционирует себя человеком религиозным и воцерквленным, не есть показателем его личной морали, нравственности и духовности. Гораздо важнее и значимее для человека и окружающих его людей какой Личностью он является. Именно является, а не хочет выглядеть в глазах окружающих. «Быть, а не казаться!» Печально, когда за очередной маской, в данном случае маской религиозности и набожности, скрывается лицемерие и ханжество.
Духовное богатство личности, по мнению В. А. Сухомлинського, − это в первую очередь часть духовного богатства нации. Ученый решительным образом требовал заботливого отношения к духовным сокровищам народа, важнейшими из которых он считал традиции воспитания детей и молодежи. Он рассказывал детям сказки, вместе с ними пел народные песни, организовывал проведение народных праздников. Он прививал детям любовь к родному краю, к окружающей природе. Особое внимание ученый-педагог уделял воспитанию в детях таких этических категорий, как: доброта, дружба, уважение, сочувствие; моральных качеств: вежливость, гостеприимство, скромность, правдивость, трудолюбие; моральных норм: беспокойство о младших, уважение к себе и другим, взаимопомощь, почитание родителей.
Сегодня, когда человечество очутилось перед многочисленными проблемами планетарного характера, среди всех наиболее кризисной оказалась не экологическая, технологическая, а проблема духовного опустошения подавляющей части человечества, которая является актуальной и очень здободневной. Наиболее ценное психическое качество человека – духовность. Духовность, не как коллективный или социальный феномен, а как индивидуальное и гуманистически направленное качество личности. Это специфическая человеческая черта, которая выражается в богатстве духовного мира человека, его эрудиции, развитых интеллектуальных и эмоциональных запросах, нравственности. Духовность проявляется в устремлении человека к высшим ценностям, к идеалу, в осознанном устремлении к совершенству; соответственно одухотворение заключается в усвоении высших ценностей, в приближении к идеалу. Но у каждого этот идеал свой. И, конечно же, находятся люди, держащие «нос по ветру» и четко определяющие, что сегодня модно, что пользуется спросом, какую социальную конъюнктурную «маску» выгоднее надеть, чтобы представить себя обществу в наиболее презентабельном виде. Но они забывают, что без здорового духовного стержня, человек способен всего лишь к безнравственному морализированию. Мораль – внешнее проявление, нравственность – внутренняя категория, побуждающая человека действовать сообразно совести с учетом свободы выбора: Место выбора в поведении личности.
Не смотря на модные тенденции внедрения религии в образование, учитывая его светский характер, считаю, что религиозное воспитание – прерогатива семьи. Так как в той же самой школе, в том же самом классе возможно обучение детей из семей, принадлежащим к различным религиозным конфессиям. Заданием педагогов является осуществление духовно-морального воспитания учеников, опираясь на гуманистические общечеловеческие ценности, вне зависимости от того к какой религии приобщают детей родители в семейном кругу.
Современное общество остро нуждается в образованных, высоко духовных людях, которые могут осознавать, что происходит в их жизни и строить свою деятельность, согласовывая собственные интересы и интересы окружающих людей. Образование не может гарантировать высокой духовности и моральности, воспитанности, потому что воспитанность − это качество личности, которая определяет повседневное поведение человека, то как он относится к себе и к окружающим его людям. Духовность и нравственность важно развивать с детстсва, потому что кроме суждений и убеждений ребенка о нормах поведения, утвержденных в современном мире, они дают ему представление о нормах общества в котором он живет, о том, что следует за нарушением этих норм, о последствиях определенного поступка для окружающих.
Моральное воспитание, ориентируется на сформированные в культуре общества нормы морали, но не приравнивается к духовному росту. Мораль может выступать одним из средств формирования духовности, но никоим образом не исчерпывает ее. Духовность человека не является прямым следствием его религиозности, потому что из религиозного воспитания и образования можно вынести разные плоды.
Каждый человек уникален. По моему мнению, все зависит от семьи. А в детском саду и в школе от неповторимой личности педагога, от его собственной морали, нравственности, духовности. Ведь дети в этих образовательных учреждениях кроме того, что учатся, воспитываются и развиваются еще и проживают определенное время собственной жизни. Педагог гуманистической направленности на интуитивном уровне ежесекундно учитывает это, поэтому детям всегда с таким Человеком уютно, светло и комфортно. И не только детям, которых он учит и воспитывает, но и его собственным детям. И родителям его учеников и воспитанников, и коллегам по работе.
А что же семинар? Какие высоко духовные и светлые нравственные моменты остануться в памяти о нем?
Семинар подарил мне радость встречи, общения и знакомства с педагогическим опытом коллег и сорока лучших педагогов Николаевской области. Людьми, горящими своим делом. С сухомлинистами и учителями курса «Христианская этика», среди которых больше всех запомнилась матушка Ирина – живой, оптимистичный, гуманный Человек. Будучи человеком мирским, я являюсь приверженцем Православной Христианской Веры. Это не мешает мне с уважением относится к ЧЕЛОВЕКУ, не зависимо от его вероисповедания и религиозных взглядов. У каждого свой ПУТЬ к Богу. Меня Он повел этим путем, и не моя в том заслуга.
И радость светлого праздника Успения Пресвятой Богородицы в маленьком сельском храме, построенном миром из ДСП и вагонки.
Нарядные дети и взрослые, одухотворенные лица прихожан и человеческая непосредственность шести батюшек, съехавшихся на соборную службу в храм из близлежащих деревень.
И бесподобно вкусная трапеза после служения, но, не потому что ее готовили повара шестого разряда, как заметил благочинный отец Александр, а потому что в каждое блюдо вложена частичка души прихожан, готовивших ее.
И еще радость от света солнца, свежести дождя и ветра, от запаха моря и хвойного леса, от таинства купания в лунной дорожке, от тех мелочей из которых состоит наша ЖИЗНЬ и что определяет нашу мораль, нравственность, духовность.
Интересная статья — скопировал цитату и ссылку.
Хорошая статья. Спасибо.
Отличная статья, я прочитала на одном дыхании. Не всегда религиозность и духовность являются синонимами. К сожалению.
Ирина recently posted..Блоггинг — честный заработок в интернете.
Несмотря на то, что сама я являюсь верующим человеком, я категорически против религиозного просвещения в рамках школьного курса. С точки зрения истории — да, но все основные религии, начиная с зарождения религиозных верований, с точки зрения «воцерквления», исполнения ритуалов, изучения религиозных книг как священных писаний — нет. Школа должна объединять граждан страны, а не разделять их!
Жанна Лира recently posted..Проблемы в интимной жизни: усталость или…?
Спасибо за комментарий. Абсолютно с Вами согласна. Обучение в образовательных учреждениях обязано носить светский характер. Религиозное воспитание — семейное дело.
Лия recently posted..Леви Владимир. Новый нестандартный ребенок — как воспитывать родителей
Успехов Вам, в Вашем духовном росте и просвещении других людей !
Да, духовность, нравственность, мораль — всё это архиважно особенно в наше безидеологическое время… Идеология должна быть на основе нравственных законов и принципов, как в прошлом были Кодексы Чести достойных людей!
Василий recently posted..Как стать богатым человеком и не потерять свою Душу
Как говорится: «Дорогу осилит — летящий»:)
Если много (или не очень) людей о чем — то думают одновременно, и еще и что-то делают в одном направлении — мир отреагирует, у него просто нет выбора:)
Алиса Алексеева recently posted..«Don’t look down: «Жизненный баланс» Эскила Роннингсбаккена (Eskil Ronningsbakken)»
С духовностью в планетарном масштабе полный «швах». А что надо делать никто не знает. Невозможно изменить образование, не меняя статус педагога.
Но в России вместо того, чтобы в 2.5 раза поднять зарплаты учителям и врачам, это сделали полиции и армии. Вывод: сопи себе в тряпочку, а «верхушка» пусть ворует.
Вот такие «психологические» размышления.)))
Андрей recently posted..Психология времени
Дети очень чувствительны к фальши, поэтому духовное воспитание (как бы ни назывался предмет) — ответственная вещь. Здесь единственный путь к успеху — это воспитывать личным примером. Иначе вся «наука» превращается в пустые слова.
Абсолютно согласна с мыслью о том, что религиозное воспитание — задача семьи. Мои дети изучают в садике и школе религиозные традиции. Но то, насколько это войдет внутрь, станет их сутью, воплотится в действиях — зависит, прежде всего, от родителей.
rastihabadnik recently posted..Я в ешиву бы пошел