Ребенок в 7-8 лет подходит к этапу формирования гендерных стереотипов и поведения. В чем же заключается суть этого процесса, что он предполагает? Относительно психосексуального развития младший школьный возраст считается многими учеными асексуальным, возрастом латентной сексуальности. Период «острых» вопросов у детей вроде бы прошел, а период пубертата, полового созревания еще впереди, на данный момент - затишье, все переживания связаны с новой школьной обстановкой, учителями, друзьями.
Так ли это? Не видимое ли это затишье? И затишье ли это вообще? Имеет ли место пауза, остановка в психосексуальном развитии? Ответ очевиден: изменения в развитии соматических и психических функций колоссальны и значимы. Однако для
многих родителей и педагогов этот возраст не известен с данный точки зрения.
Так нужно ли гендерное воспитание младших школьников?
Ознакомление с существующими теориями формирования половой идентичности и полоролевого поведения дает основание для более широкого, более разностороннего изучения, осмысления и понимания этого важного вопроса. Каждая из рассмотренных ниже теорий представляет определенное направление в психологии и по своему объясняет закономерности психосексуального развития и особенности гендерного воспитания.
Теория идентификации, представленная в рамках психоанализа, в основе своей опирающаяся на эмоции и подражание, говорит о бессознательной имитации ребенком поведения представителя противоположного пола. Важную роль механизмов подражания в полоролевом поведении, искусственное создание условий полового диморфизма посредством одежды, набора игрушек отмечают и современные исследователи.
Бихевиористы выделяют механизм социального научения, при котором половое поведение формируется благодаря положительному (поощрение) или отрицательному (наказание) подкреплению из внешней среды. Процесс обучения в этом научном направлении рассматривается как основной, хотя и не единственный элемент, формирующий чувство половой принадлежности, половую роль.
Теория самокатегоризации (или когнитивная теория) предполагает руководство ребенка своим полороленым поведением на основе самоопределения, самостоятельного включения себя в одну из половых категорий. От роли, через правила - к осознанию идентичности, - именно такую формулу предлагала стадиальная теория Жан-Жака Пиаже.
В известной мере на ключевые вопросы гендерного воспитания отвечает и языковая теория, предполагающая влияние на выбор модели идентификации и имитации сигнализирования ребенку его половой принадлежности посредством обращенной к нему информации - речь, тембр голоса, тексты (по типу восприятия речи).
В работах Игоря Кона и Виктора Кагана акцентируется, что и имитация, и общение, и инструкции, где крайне важен оттенок их подачи, и, наконец, социальное подкрепление, в результате чего происходит закрепление стиля и поведения, - все это есть стороны целостного процесса усвоения половых ролей.
Кроме того, важно учитывать:
- наличие врожденных программ (направленность реакции на внешние события плюс предпочтительные способы реагирования);
- опыт раннего семейного воспитания, где имеет место взаимная обусловленность поведения детей и родителей.
Достаточно частой темой для обсуждения и исследований в медико-педагогической среде и литературе в последнее время стал дезадаптационный процесс в период обучения детей в начальной школе. Адаптация детей к школе, как к первому общественному и ведущему в этой возрастной период институту, имеет особое значение для формирования социальной зрелости каждого ребенка. И естественно, что половая адаптация - одна из чрезвычайно важных составляющих данного процесса.
Тот опыт, те навыки, умения, знания, оценочные суждения, с которыми мальчик или девочка приходят учиться, либо, как показывает практика, усложняют, либо облегчают положение ребенка в школьной структуре, то есть его адаптацию к новым жизненным условиям. Неудовлетворительное самочувствие, проявление негативного отношения либо к учебной деятельности, либо к непосредственному общению с учительницей, либо к взаимодействию со сверстниками, классным коллективом и коллективами по интересам часто становятся первопричиной индифферентного отношения ребенка к жизни вообще.
Достаточно обширен круг причин и симптомов возникновения дезадаптации в начальной школе. Специалисты рассматривают и физиологический статус ребенка, и функционально-психический, и личностный. Несомненно, что уровень половой адаптации, функции и особенности личности, приобретенные и задействованные в этот период психосексуального развития, должны быть также включены и рассмотрены в этом контексте.
Половая сегрегация - жесткое разделение на однополые группы со своими правилами и законами существования, наличие при этом интереса к противоположному миниколлективу, тщательно маскируемого и редко осознаваемого, высокая значимость такого института формирования личности, как группа сверстников, – таким образом происходит половая адаптация в младшем школьном возрасте, имеющая своего рода сценарий, стереотип. Не вписывание ребенка в какой-то степени в определенные рамки неизбежно приводит его к психическому дискомфорту.
Можно сделать вывод, что особенности процесса формирования половых ролей являются для младших школьников серьезнейшим фактором влияния на процесс школьной адаптации. В условиях современной занятости родителей, зачастую воспитания ребенка в неполной семье, при отсутствии гендерного воспитания в начальной школе, и, наконец, учитывая рост в современном обществе детских неврозов, уровня тревожности у детей, а также подростковой преступности на сексуальной почве, школа остается основным звеном в формировании адекватного отношения к проблеме пола, оказании помощи ребенку и его родителям в вопросах психосексуального развития личности.
В настоящее время многие исследователи, а также воспитатели дошкольных образовательных учреждений, школьные педагоги все чаще отмечают актуальность проблемы невежества в вопросах общения детей и подростков, в том числе и межполового общения. Наблюдения показывают, что в младшем школьном возрасте общение, как психологическая структура, набирает силу, оформляется, определяет свою ориентацию для того, чтобы на следующем этапе психосексуального развития стать ведущей деятельностью.
Какова же связь общения с гендерным воспитанием в младшем школьном возрасте?
Исследователи отмечают существование взаимозависимости: моменты общения есть проявление и реализация межполового интереса на данном возрастном этапе, и в свою очередь межполовой интерес является одним из компонентов общего стремления человека к общению. Таким образом, мальчик или девочка, переступив порог учебного заведения, начиная взаимодействовать, общаться, удовлетворяют тем самым, кроме всего прочего, и свои формирующиеся межполовые интересы. Именно в форме принятия и переживания той или иной половой роли ребенок осуществляет и ориентирует свои контакты, свое общение. Это период научения искусству общения между людьми разного пола с помощью социальных инструментов взаимодействия, когда разница полов уже подчеркивается, но еще не развита до сексуального влечения.
Еще одно важное обстоятельство гендерного воспитания в начальной школе - феминизация институтов образования. Среди педагогов - женщин начальной школы - учитель мужчина - событие. Не раз этот момент обсуждался среди специалистов, поднимался в специальной литературе. Хотелось бы отметить особенности влияния феминизированного воспитания исключительно на процесс принятия и осознания половой роли. Так, ученые Виктор Каган и Дмитрий Исаев, проанализировав терминологический аппарат женщин-учителей относительно поведения мальчиков и девочек, выявили существование реальных искажений полоролевого формирования личности детей и стереотипных отношений между мальчиками и девочками:
- «удобство» девочек и «неудобство» мальчиков;
- эгоцентрический критерий («относится ко мне»);
- неприятие детей;
- присутствие альтернативы: хороший ученик/маскулинный мальчик;
- низкий статус маскулинного мальчика либо фемининной девочки.
Мало того, что разнополые дети в школе, которая для них является на данном возрастном этапе новой социальной ситуацией, наблюдают и воспринимают лишь одну модель полоролевого поведения и мировосприятия, этот факт усугубляется еще и тем, что в настоящее время во многих семьях дети воспитываются только матерью.
Во многих современных информационных и печатных материалах немало стихийности, неразборчивости, крикливости, спешки, желания рассказать всем и обо всем, когда идет речь о психосексуальном поведении человека. Проблеммой в семьях есть достаточно конфликтные отношения младшего ребенка с поколением уже не только родительским, но даже старших братьев и сестер в вопросах секса, половой морали, палитры половых отношений, что объясняется стремительными изменениями во взглядах и предпочтениях людей по этим вопросам в последние годы. Средства массовой информации активно внедряют коммерческий деловой дух в данную сферу отношений.
Можно перечислить еще некоторые «сюрпризы» нашего времени, с которыми сталкиваются подростки в период сексуальной ориентации. А ведь это очень тонкий, интимный процесс, происходящий в легкоранимом возрасте. Не с меньшими ли потерями, без невротизирующих ситуаций переживет и проживет мальчик или девочка этот период, обретая свой нравственный, духовный стержень на будущее, продолжая путь ощущения и понимания своего «Я», если чуть раньше, уже на этапе обучения в начальной школе он или она получат возможность и приобретут навык цивилизованного поиска себя, своего полового образа, половых представлений, желаний, требований?
Гендерное воспитание в начальной школе актуально и необходимо с точки зрения преемственности стадий психосексуального развития, так как в определенной степени существует зависимость последующих жизненных событий от предыдущих.
Рассматривая возраст 7-11 лет в контексте психосексуального развития личности, как период формирования половых ролей, образов мужественности и женственности, с учетом имеющихся результатов научных исследований и собственного опыта работы по данной проблеме, можно предположить, что уже на данном возрастном этапе существуют предпосылки, дающие возможность прогнозировать тот или иной полоролевой репертуар человека, а также его дальнейшую тенденцию развития в рамках той или иной модели психосексуального позитивного роста, либо в условиях деформации сексуального развития.