Игра − естественный путь обучения в детстве

Недавно в рубрике «Задай вопрос» на этом блоге ко мне обратилась мамочка трёхлетнего Артемки, которая просила совета: как приобщить малыша к целенаправленному обучению?

Ссылаясь на кризис трёх лет мама жаловалась, что ребенок «до сих пор не перешагнул игровой процесс», что она не является для него авторитетом и поэтому не может расположить его к занятиям и новым знаниям. Все усилия мамы позаниматься с ребёнком вызывают у него бурный протест: он разбрасывает игрушки, рвёт книги, кричит.

Я коротко ответила корреспондентке, что у ребенка этого возраста сюжетная игра только формируется под влиянием окружающих взрослых. А её сын, похоже задержался на стадии манипуляции предметами. Я посоветовала маме понаблюдать за малышом и выяснить для себя какие виды деятельности ему нравятся и именно в них присоединяться к ребенку для совместной игры.

И только спустя пару недель узнала, что любимой «игрой» мальчика было – рвать книги и при этом громко кричать, что поощрялось взрослым, который присматривал за малышом.

Для мамы Артёма и других молодых родителей в комнате «Кабинет» я расположила три научные статьи, которые дадут представление о том, что такое спонтанная деятельность детей и как ее следует активизировать на примере сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Условия оптимизации сенсорного воспитания детей раннего возраста

Перцептивное научение в раннем детстве

Комплексный подход к перцептивному научению путем активизации спонтанной деятельности

А сама с тех пор, задумалась о том, почему современные родители так мало значения придают детской игре? Почему не знают и не задумываются о её важности для развития и формирования личности ребенка? И всякая ли игра развивает?

Представьте себе, стоит жаркий день. Вы сидите на траве и наблюдаете за своими детьми, которые визжа от восторга, бегают под струей холодной воды, бьющей из шланга. Им очень нравиться эта игра. Они забавляются так уже полчаса и, пожалуй, не прекратят свое развлечение, пока их не остановят.

Вероятно, у вас нет никаких сомнений, что это всего-навсего безобидное развлечение, и, если бы инопланетянин попросил вас объяснить, что они делают, вы без колебаний бы ответили: играют.

Но так ли это просто всегда понять − что делают наши дети? Могли бы вы, к примеру, определить: почему дети так долго бегают под струей холодной воды? На ваш взгляд, достаточно вымокнуть до нитки один раз, что бы остановиться.

Взрослые вообще склонны воспринимать детскую игру как нечто само собой разумеющееся. А поскольку она доставляет им радость и обычно не приносит вреда, мы относимся к ней как к занятию менее серьезному в сравнении со сходной деятельностью взрослых.

В той или иной степени игра присуща взрослым точно так же, как и детям. Взрослые, так же как и их дети, не прочь поиграть в мяч в свободное время.

 Игра в детствеИгра взрослых полезна для их расслабления. Но факт остается фактом: дети в своих играх зеркалят взрослых. Они повторяют действия, поступки, поведение взрослых.

Когда мой двухлетний сын попал в детский сад, мне пришлось наблюдать его одну из первых самостоятельно организованных и проигранных сюжетных игр. Речь его, на то время, была не очень развита. Но из тех действий и реплик вполне можно было составить представление о том, как происходит процесс кормления детей в детском саду.

Он высадил на диван всех своих мягких игрушек – зверушек и взяв игрушечную тарелочку с ложкой стал с суровым выражением лица кормить их всех одной ложкой из одной тарелки, приговаривая при этом: «Ешь, Васька!», «Ешь, Катька!»
Затем хватает свою любимую игрушку хомячка Катьку несёт ее в угол и бросает. С невозмутимым видом продолжает "кормить" остальных зверушек. Через некоторое время идет обратно к игрушке и строго спрашивает: «Не будешь?» «Иди, ешь!» Игрушка водворяется на свое место на диване и продолжается процесс кормежки. Подобные игровые действия повторяются практически со всеми игрушками.

Играя ребенок постигает свойства предметов и поведение людей, которые окружают его. Почему же игра так важна для развития детей? Потому что она является одновременно и развлечение и естественным способом обучения. Зачем ребенку играть? В игре происходит косвенное обучение, или научение – все то, что усваивается без специального обучения и применения волевых усилий для познания – то, что усваивается в процессе жизни на практике. Никто не сможет досконально объяснить, какие мышцы работают при езде на велосипеде; вы сможете научиться этому только тогда, когда сами на нем поедете. Родителям важно знать, что игра − естественный путь обучения в детстве.

В раннем детстве (с года до трёх) важно так направить действия ребенка, что бы он смог получить как можно больше пользы от игры, то есть овладел необходимыми навыками, не замечая этого.

Детей можно и нужно учить играть, и учить играя, помогать им приобретать необходимые навыки, причем не навязывая свою волю, а предоставляя право выбора того, как ребенку самому организовать ее, дав свободу фантазии и творчеству.

Ни в коем случае не запрещайте малышу играть. Если ребенка полностью лишать возможности играть долгое время, он потеряет интерес к игре. И тогда не сможет научиться обучаться целенаправленно.

Ещё можно почитать:

Запись опубликована в рубрике Детская с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge