Продолжаю серию публикаций посвященных теме Игра − естественный путь обучения в детстве.
Сегодня остановимся на играх взрослых с младенцами, которые влияют на формирование навыков общения у детей.
По психологической возрастной периодизации, младенцем считают ребенка от его первой улыбки до исполнения ему одного года. О важности первой улыбки в психическом развитии ребенка я писала в статье: Родить и родиться! Грани запредельного.
В ролике Воспитание ребёнка с рождения, отмечено, что в первые три года для развития личности ребенка в целом важны сенсорика (ощущения, восприятие, представления), моторика (телесные движения) и речь. Именно поэтому так важно окружать ребенка игрушками, которые имеют по возможности чистый цвет, форму, контрастный размер. Предоставлять ему возможность для телесных движений и развития мелкой моторики рук. Так же ребенок должен слышать чистую, эмоционально окрашенную речь. Без искажения и сюсюкания.
Сегодня же хочу рассказать об играх на формирование навыков общения, в которые можно играть с младенцем. Младенец не рождается с умением выражать свои настроения и состояния при помощи мимики, этому ему предстоит научиться в процессе общения с близкими людьми, с помощью подражания. Подражательные игры настолько естественная вещь при общении с ребенком, что многие мамочки, не задумываясь о пользе таких игр, делают это естественно и легко.
Подражая мимике и интонациям взрослого, ребенок учиться передавать различные настроения и состояния – так, вступая в диалог, малыш усваивает важнейшие для человеческого общения навыки.
Расскажу об одном жизненном случае, иллюстрирующем стихийно возникающие игры с младенцем.
Знойный летний день. Мы с подругой, решив отдохнуть от городской суеты, трясемся в душном сельском автобусе. Хорошо хоть, что "местный кондиционер" работает - открыт верхний люк и при движении транспорта теплый воздух с запахом солярки бьет в лицо.
Впереди нас сидит молодая супружеская пара с прелестной девчушкой на руках, на вид 8-9 месяцев отроду. Ребенок, что естественно в таких условиях, начинает капризничать. Умная любящая мамочка прижимает ее к груди и бесконечно целует малышку в шейку. Наши глаза - мои и ребенка - встречаются. Улыбаюсь крохе. Она прищуривается и с подозрением с минуту пристально смотрит мне в глаза, затем растягивает рот в щербатой улыбке.
Мы играем в "гляделки" минут 10. На наших лицах сменяются эмоции: удивление, задор, недоумение, радость. В эти минуты сложно сказать - кто кого "зеркалит". То ли я малышку, то ли она меня. Но однозначно - эта игра доставляет удовольствие нам обеим.
К игре подключается моя подруга - и между ней и девчушкой начинается игра в "ку-ку". Подруга закрывает лицо руками, потом неожиданно отводит от лица то одну то другую ладонь. Это приводит малявку в восторг.
Вдруг, неожиданно, подруга достает мобилку и наводит глазок камеры на ребенка. Я, пытаясь одернуть ее, шепчу: "Нельзя фоткать ребенка без разрешения родителей!"
"Я потом сотру!" - отмахивается подруга. Через пару минут съемки, она поворачивает мобилку экраном к малышке и воспроизводит ролик для ребенка.
Если бы вы видели как одна за другой сменялись на лице ребенка эмоции: удивление, гордость, кокетство, смущение, радость и разочарование, что ролик закончился. "По просьбе" малютки подруга прокручивала ролик несколько раз. Наигравшись с нами таким образом, малышка свернулась калачиком на руках у мамы и заснула.
Так современные технические средства могут быть полезными для развития ребенка. Но, есть так же издавна известные и доступные всем средства - зеркало и фотографии.
В статье Игры с новорожденным я писала о том, что малыши, которые никогда не видели зеркала, многое потеряли без этой привлекательной и крайне полезной игрушки. Пуская зайчиков и отражая цвета, зеркало становиться великолепной игрушкой для новорожденных. Не теряется его привлекательность и польза и для развития младенца.
С полугода, когда малыш уже умеет сидеть, можно держать его на коленях перед зеркалом. Нужно разговаривать с малышом, обращая его внимание на зеркало и его отражение в нем. Спросите: "Кто там?" У ребенка постепенно будут возникать понимание, что когда он движется, движется и его отражение в зеркале. Когда малыш осознает, что его действия повторяются вне его, возникнет обратная связь - что поможет ему в дальнейшем управлять своими движениями.
Наблюдая за выражением своего лица в зеркале и сравнивая его с выражением лица взрослого, малыш научается управлять своей мимикой, что является важным элементом общения.
Фотографии - зафиксированная реальность. Многим покажется странным, что фото могут быть интересны младенцу. Фото ( обязательно в альбоме, а не россыпью) можно предлагать малышу рассматривать с полугода. Сначала, взрослый как эталон бережного обращения с альбомом, листает его сам, затем это может делать ребенок, под присмотром взрослого. Так, кроме полезного для развития узнавания себя и своих родных на фото, со временем - называния близких людей "мама", "папа", "деда", "баба" и других родственников, ребенок будет учиться обращаться с книгой.
Мой сын с 9 месяцев самостоятельно "читал" книги, аккуратно перелистывая странички . За все свои детские годы он не испортил ни одной книги. В его опыте просто не было таких движений, как рвать книги или мять в них листы.
В народном творчестве есть очень много игр-забав, которые передаются из поколения в поколение практически в каждой семье: "Коза-рогатая", "Баба сеяла горох", "Сорока-ворона" и другие. Эти творческие игры с движениями очень нравятся младенцам. Играйте в них с малышом почаще, не забывая о том, что ему тоже нужно давать "высказаться".
Пускай младенец ещё не умеет говорить, первые слова могут появиться у одних детей до года, у других и после. Я знаю детей, которые первое слово произнесли к четырем годам и наверстали в плане развития речи сверстников. О различных возрастных отклонениях в речевом развитии поговорим в другой публикации. Главное, не упустить на первом году жизни возможность эмоционального общения младенца со взрослым, когда ребенок "на своем языке" научается отвечать взрослому на обращенную к нему речь.
Моя знакомая молодая бабушка, о которой рассказывала в статье Игры с новорожденным, впервые пообщалась с внуком по телефону, когда ему было четыре месяца. Мама, которая была вместе с ребенком на другом конце провода, по реакциям ребенка видела, что младенец узнал по голосу бабушку и очень эмоционально ей что-то "рассказывал".
Замечательная и очень полезная публикация. Спасибо!
Алексей recently posted..Факторы, препятствующие гомеопатическому лечению. Джордж Витулкас. 1995
А мы все это делали! Что-то получалось, что-то нет. Особенной популярностью обладала мимическая игра на эмоции. Помогла она и в борьбе со страхом громких звуков — я делала удивленное лицо и округляла губы (посмотрите в зеркало — это очень смешно), дети повторяли за мной — всем становилось весело и причина страха забывалась. Благодарю вас за статью, было приятно повспоминать.
Хороший пост! Почерпнула для себя много нового и интересного! Пойду ссылку другу дам в аське подругам
Целая копилка игр для молодых мам. Ведь все довольно просто и сложно одновременно. С одной стороны — что тут за игры. А с другой — целый мир! Нужно лишь понять потребности малыша и не стесняться быть партнером по игре у таких крошек. Тогда все получится.
Виктория recently posted..Что дает гомеопатия растущему ребенку