Изобразительная деятельность в раннем возрасте

 Конструирование в ДОУТретья часть мастер класса. Продолжение публикации  Рисование, лепка, аппликация, конструирование в раннем возрасте.

На третьем году жизни ребенка изобразительная деятельность включает в себя возможность творческой переработки малышами приобретенной от взрослых информации. Поэтому планирование продуктивных видов деятельности в раннем возрасте предполагает не самостоятельную, обособленную тематику, а подчиняется познавательным темам из социального окружения, природы и тем случаям, когда детям предлагается изобразить свои впечатления от литературных произведений. Содержание занятий продуктивными видами деятельности рассчитано на девять месяцев, в течение которых идет учебный процесс, то есть с сентября по май. Каждый месяц разделен на 4 недели. Вся система занятий состоит из 36 недель по 4 занятия в каждом.

В статьях  Малыш изображает окружающий мир. АСД и Рисование, лепка, аппликация, конструирование в раннем возрасте я рассказала возможности нетрадиционной организации различных видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование в раннем возрасте.  И о том, как в продуктивных видах деятельности прием АСД позволяет развивать творчество ребенка. В этой публикации практические рекомендации по поводу того КАК может быть организована изобразительная деятельность в раннем возрасте с использованием приёма АСД.

В соответствии с познавательной темой, которая выбирается в зависимости от времени года или социальных событий, педагог производит изменения в интерьере помещения, где проходят занятия, дополняет предметно развивающую среду игрушками, иллюстрациями, пособиями, делает заготовки для совместной с малышами изобразительной деятельности. С понедельника начинается знакомство малышей с познавательной темой. Ежедневно проводится по одному занятию продуктивными видами деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их виды представлены в той последовательности, которая дает малышам возможность «окунуться» в познание информации посредством изобразительного искусства , научиться не просто копировать определенные образцы, а творчески переосмысливая, изменять их, а также усовершенствовать свои умения и получить определенный продукт: творчески переработать свои познания, усовершенствовать умения и получить определенный продукт: рисунки или поделки, чтобы использовать их в дальнейшем в быту, играх, в процессе познания.

Все занятия продуктивными видами деятельности состоят из следующих структурных частей: предварительная работа перед занятием, подготовительная работа, мотивация, процесс создания, итог работы.

м'ячики для песика DSC02608 Рисование в ДОУ

DSC02619

Рассмотрим подробнее структурные части занятий изобразительной деятельностью с использованием приема АСД - активизация спонтанной деятельности.

Предварительная работа выполняется накануне занятия:
• наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, продуктов ранее выполненной изобразительной деятельности малышей;
• чтение художественной литературы, просмотр видео, слушание звукозаписи, показ театральных представлений;
• разнообразные игры: сюжетные, дидактические, подвижные и другие, логически связанные с темой и целью занятия.

Подготовительная работа – постепенный переход от нерегламентированных видов деятельности к занятию, создание атмосферы заинтересованности тем, что будет происходить:
• интригующая беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, ответы на их вопросы;
• рассмотрение рисунков, иллюстраций, детских ранее выполненных работ;
• чтение стихов и отрывков из больших по объему произведений;
• приход к детям различных «гостей»;
• угощение;
• мини-спектакли.
Мотивация – то, ради чего стоит выполнять предложенное. Мы убедились в том, что дети раннего возраста могут нарисовать, слепить, сконструировать удивительные вещи, если все, что они делают, положительно воспринимается взрослыми. Если результат творческой деятельности кому-то нужен, то только такая деятельность развивает способности человека. А кому нужны детские рисунки, поделки? Где, в каком мире могут быть полезными нарисованные детьми солнышко и дождик? К счастью, такой мир есть – это мир детской игры. Здесь сразу, с пользой для себя, малыш может использовать все, что он нарисовал, наклеил, слепил.
Очень важно, чтобы воспитатель проговорил мотивацию, чтобы ее услышали все малыши и согласились с тем, для чего будет выполняться работа. Во-первых, так внимание детей привлекается к этико-эстетической направленности их усилий, во-вторых, малыши учатся проявлять инициативу, принимать решения. Дети постепенно сами начинают выражать мотивацию, когда игрушки обращаются к ним за помощью. Мотивация, например, может быть такой:
• навести порядок, украсить, убрать;
• порадовать, удивить красотой;
• сделать подарки;
• сделать поделки, чтобы использовать их в играх и в быту;
• угостить.
Процесс создания – совместная деятельность и общение воспитателя и детей. При таком взаимодействия актуализируется потребность ребенка высказываться. Этому способствуют и внимание со стороны взрослого к вопросам и инициативным высказываниям ребенка, и дружелюбное окружение сверстников, и действия, направленные на достижение общей цели в коллективных работах. Важное значение для развития речи имеет также понимание ребенком инструкций, поручений, просьб взрослого в условиях их совместной деятельности и непринужденной коммуникации. Во время такого общения с детьми воспитатель имеет возможность выяснить для себя, на каком уровне владения информацией по теме находятся его воспитанники, и предусмотреть, в какой конкретной помощи нуждается каждый ребенок, чтобы провести индивидуальную работу с ним. В этой части происходит:
• высказывание предложений детьми и советов воспитателя по выполнению работы ;
• предоставление детям возможности самостоятельно выбрать материал, способ, последовательность действий;
• удовлетворение от совместной работы, инициативное подражание малышами действий взрослого;
• приобретения детьми умения согласовывать свои желания и действия со стремлениями и действиями сверстников;
• ориентация на положительный результат;
• приучения к опрятности в работе, к самоорганизации;
• оказание взрослым помощи по просьбе ребенка.
И хотя малыши обычно стремятся самостоятельно добиться положительного результата в продуктивных видах деятельности, в случае затруднений или неудач они обращаются к взрослому: тогда его помощь будет своевременной. Также малыши демонстрируют педагогу свои успехи, которые без его одобрения значительно теряют для ребенка свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение воспитателя к процессу или результату деятельности малыша вызывает у него обиду и грусть, потому что трёхлетний ребенок очень уязвим и чувствителен к оценке его достижений со стороны взрослого. Малыши ждут или даже требуют оценки процесса изобразительной деятельности: «Посмотрите, как я рисую» и ее результата: «А я хорошо слепил?» И другие формы обращения.
Итог работы:
• эмоциональное реагирование на результаты труда;
• благодарность тех, кто обращался за помощью;
• положительная оценка любого результата;
• использование изделий в играх и в быту;
• развертывание сюжетных, подвижных и дидактических игр по содержанию занятия;
• использование работ как игрового и наглядного материала в дальнейшей работе;
• стимулирование детей к воспроизводству содержания занятий в самостоятельной деятельности.

Лучший способ развить изобразительные способности ребенка – это поддержка его усилий и одобрение достижений. Если воспитатель постоянно делает замечания, подчеркивает неумение или неспособность ребенка к изобразительным занятиям, критически отзывается по поводу их результатов, то у малыша пропадет интерес к занятиям этим делом и он будет стремиться избавиться от него как угодно.

Творческого ребенка может воспитать только творческий педагог. Чтобы привлечь ребенка к изобразительной деятельности, воспитатель должен сам быть в восторге от нее. Если он не любит продуктивных видов деятельности или присоединяется к спонтанной деятельности малышей только по обязанности, испытывая при этом негативные эмоции, вполне возможно, он передаст подобное отношение к этому и своим воспитанникам, как бы он не пытался скрыть свои чувства.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, ни в коем случае не следует заставлять малышей запоминать их названия, а также требовать от детей развернутых ответов на вопросы. Подобные требования приводят в основном к резкому росту усталости малышей и снижению их заинтересованности процессом познания.

Для организации продуктивных видов деятельности с детьми раннего возраста важны не только знания и умения воспитателя по изобразительному искусству, а также развитая способность эмоционально воспринимать окружающий мир (но без чрезмерной экзальтации ) и осознанное желание привлечь малышей к волшебному миру искусства, чтобы процесс изображения окружающей среды захватил ребенка и способствовал его общему развитию. Это под силу воспитателю, который принял для себя личностно ориентированную модель взаимодействия со своими воспитанниками, который воспринимает общение с малышами не как бремя или скучную обязанность, а каждый раз как новое открытие.

Ещё можно почитать:


Запись опубликована в рубрике Детская с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Изобразительная деятельность в раннем возрасте»

  1. Everet говорит:

    Ребята — это бомба!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge