Работая с ребенком раннего возраста, воспитатель должен помнить, что это самый оптимальной период в жизни ребенка для развития его сенсорики, моторики и речи.
Развитие ребенка невозможно отделять от его поведения, его практической деятельности, с одной стороны, и обучения – с другой. У двух-трехлетнего ребенка ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная. Это та деятельность, в которой максимально полно развиваются все психические процессы ребенка: восприятие, представление, память, мышление, речь, воображение, внимание. То есть, для того, чтобы что-то воспринять, понять, запомнить малышу нужно увидеть, услышать, пощупать, понюхать и даже попробовать предмет «на зуб». Это и составляет предмет сенсорного воспитания детей. Чем больше анализаторов ребенка задействованы при знакомстве со свойствами предметов, окружающих малыша, тем еффективнее происходит развитие восприятия ребенка.
Особое внимание, работая с детьми, следует уделить формированию у них представлений о свойствах и соотношениях предметов, так как сформированность именно этих представлений – один из важных показателей сенсорного развития ребенка и является основой дальнейшего интеллектуального развития. В раннем возрасте точность восприятия значительна, но само восприятие своеобразно. Оно, во-первых, фиксирует какое-то одно свойство объекта, и в будущем ребенок ориентируется на это свойство, когда узнает объект. Во-вторых, восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием.
Ребенок за первые три года своей жизни приобретает значительный чувственно-двигательный, или сенсомоторный, опыт, что имеет важное значение для выявления и развития способности различать предметы, ориентируясь на их свойства.
Для того, чтобы понять, как сенсорная информация, которая окружает ребенка становится его личным достоянием, нам необходимо познакомиться с терминами и рассмотреть этапы этого пути.
Комплексный подход к перцептивному научению путем активизации спонтанной деятельности – это применение системы психолого-педагогических воздействий, которое выражается в сопровождении, стимулировании, поддержке ребенка в самостоятельной добыче сенсорной информации, в отличие от системы воздействий, предусматривающих «формовку» – подгонку к заранее намеченному образцу , прямые указания, наставления, жесткое оценивание.
Сформированность представлений о цвете, форме, размере, звучании и о свойствах предметов, определяемых с помощью кинестетики (вкус, обоняние, осязание), то есть эталонных представлений, имеет универсальное, обобщенное значение для общего развития ребенка. Сформированность этих представлений является важным звеном в цепи сенсорного воспитания дошкольника, которое предшествует формированию сенсорных эталонов.
В психологии научение рассматривается как процесс приобретения индивидуального опыта в деятельности и результат процесса обучения, который заключается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств. Этимологически это понятие включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения, включая и обучение самой жизнью.
Сенсорное воспитание – это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Учитывая то, что сенсорное развитие – это развитие чувств и чувственности ребенка, а перцептивное развитие – соответственно развитие его восприятия, восприимчивости, мы убедились в том, что развитие чувственности пяти органов чувств (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние) и развитие восприимчивости (визуальной, аудиальной, кинестетической) не тождественные понятия.
Перцептивное научение ребенка при общем рассмотрении – это обучение с раннего возраста сугубо человеческому типу восприятия – осознанном восприятию. Если воспринятое не станет личным достижением ребенка, то обучение не даст результатов.
Комплексный подход предполагает учет влияния предметно-развивающей среды на ребенка в сочетании с участием значимого взрослого в его перцептивном развитии.
Комплексный подход к перцептивному научению заключается в том, что, овладев стилем педагогического руководства «требовательна доброжелательность» и создав предметно-развивающую среду, воспитатель сопровождает перцептивное научение детей, активизируя их спонтанную деятельность, заботясь о положительном эмоциональном настроении воспитанников.
Разработка комплексного подхода к перцептивному научению путем активизации спонтанной деятельности имела целью: оптимизировать процесс сенсорного воспитания в раннем возрасте и помочь воспитателям так организовать свою работу по формированию у детей представлений о свойствах и соотношениях предметов, чтобы сенсорная информация вошла в сознание ребенка легко и превратилась в перцептивный опыт.
Оптимизация складывается не из арифметической суммы элементов, а из системы мероприятий, сложного комплекса взаимосвязанных элементов. Взаимосвязь частей и их целостность является не только важной, но и системообразующей характеристикой, иначе говоря: исключение хотя бы одного из элементов, приводит не только к неоптимальному функционированию, но и к разрушению системы.
Рассмотрим уровни сформированности эталонных представлений, по которым идет перцептивное развитие ребенка раннего возраста.
І-й уровень зачаточный. К тому моменту, когда ребенок обратит внимание на какое-то свойство, происходит созревание его перцептивного аппарата к восприятию именно этой информации. Без длительного периода созревания никакие глубокие изменения в природе произойти не могут. В деле формирования эталонных представлений это может быть одним из объяснений почему информация про свойства и соотношения предметов не воспринимается ребенком до определенного момента, а отсеивается как «сенсорный шум».
Одной из причин того, что ребенок отказывается играть с дидактическим материалом, в котором скрыта перцептивная задача, может быть то, что она находится на зачаточном уровне: происходит созревание его перцептивного аппарата, а процесс формирования эталонных представлений пока не заметен для внешнего наблюдателя. На этом этапе не стоит настаивать, принуждать ребенка к играм или занятий с перцептивным содержанием. Следует дать ему время осмотреться, привыкнуть к предметно-развивающей среде, адаптироваться к детям и взрослым. У каждого ребенка этот уровень сформированности эталонных представлений может иметь свои пределы и проявления.
Перцептивное научение на этом этапе может заключаться в привлечении внимания малышей к тем переменным физической стимуляции, которые до этого не вызывали интереса ребенка, с помощью бытовых ситуаций, которые «требуют» определения свойств и соотношений предметов. Целью таких ситуаций является содействие возникновению заинтересованности ребенка той сенсорной информацией, к которой желает привлечь его внимание взрослый.
II-ой уровень манипулятивный. На этом уровне происходит неосознанное накопление перцептивного опыта, когда информация присваивается ребенком во время любой деятельности.
Манипулирование предметами, которые содержат сенсорную информацию или перцептивные содержания, рассмотрим как следующую ступень сформированности представлений о свойствах и соотношениях предметов.
III-й уровень поисковый. Это путь проб и ошибок, по которому ребенок следует и делает собственные «открытия». Он очень важен не только для перцептивного, но и для общего развития ребенка. Понимание педагогами того, что вербализации перцептивного опыта предшествует период его накопления, позволяет искусственно не ускорять перцептивное развитие ребенка. Также важным является осознание воспитателями того, что использование предметов как наглядности для реализации обучения и содействия перцептивному научению опосредованно посредством предметов окружающей среды – совершенно разные задачи. Надо ставить перед детьми познавательные задачи «на восприятие» предметов и их свойств. Перцепция всегда содержится в контексте более широкой деятельности, которую она ориентирует и регулирует; соответственно и ее задачи содержатся в задачах последней и зачастую замаскированы ними. Реально перед индивидом возникает НЕ перцептивная, а комплексная практическая или познавательная задача, в реализации которой наряду с перцептивными процессами должны участвовать и другие виды психической деятельности. Собственно же перцептивные задачи выступают в виде требований, предъявляемых к перцепции со стороны этой комплексной задачи.
Собственно перцептивные задачи, возникающие в контексте задач практической деятельности, имеют решающее значение для развития восприятия ребенка. Пока ребенок не воспримет задачу в ее истинном виде и не начнет ее как-то решать, никакого прогресса в восприятии свойств и соотношений предметов ожидать не приходится. Учет воспитателем того, что процесс формирования эталонных представлений у ребенка раннего возраста начинается на зачаточном уровне и проходит степень накопления перцептивного опыта, позволяет планировать этот процесс с целенаправленным стремлением взрослого к его результату – сформированности эталонных представлений, сохраняя спонтанный характер этого процесса для ребенка. Перцептивное научение начинается с создания педагогом предметно-развивающей среды и продолжается благодаря введению им перцептивных задач в повседневную жизнь детей.
IV-ый уровень сенсомоторный. Он характеризуется тем, что развитие восприятия происходит в направлении «укрупнение смыслов» без особого их расширения. Этот этап называется сенсомоторным. Усвоение классификационных групп происходит на этом уровне без обязательного осознания ребенком принципов классификаций, координации, содержания и объема классов. На этом уровне ребенок правильно соотносит предметы, ориентируясь на их свойства, не произнося их названий, или вербализует ошибочно. Ребенок соотносит предметы по принципу «такой-не такой», по определенному параметру (цвет, форма, размер или другие свойства). Он действует путем проб и ошибок.
Возможности для улучшения развития восприятия в том, чтобы перцепция была включена в контекст предметных и продуктивных задач, требующих учета внешних свойств и соотношения предметов.
Задачей перцептивного научения является улучшение умений ребенка делать все более тонкие различения свойств предметов и соотношений и зависит от положительного подкрепления и коррекции. Различение улучшается только от практических действий. Как при осознании результата, так и без его осознания. Когда перцептивное научение происходит в благоприятных условиях, в «очеловеченной» среде, понимание ребенком перцептивной задачи подкрепляет возникновение и поддержание интереса к сенсорной информации.
V-й уровень вербальный. В речи ребенка появляются прилагательные, обозначающие свойства и соотношения предметов. Задача воспитателя при перцептивном научении ребенка на этой ступени сформированности эталонных представлений, по нашему мнению, заключается в том, чтобы он повысил собственную речевую активность, называя свойства и соотношения тех предметов, на которые направляется внимание ребенка, и не требовал развернутых словесных ответов от малышей. Необходимо научиться особому отношению к детским ошибкам: исправление ошибок без указывания на их. Педагогу важно осознать, что понимание слова в соотнесении его с предметом и сочетание слова с представлением этого предмета для ребенка раннего возраста – сложная умственная деятельность, которая улучшается со временем и в результате практики.