Малыш изображает окружающий мир. АСД

Ребенок изображает мир Готовлюсь к первому международному фестивалю раннего развития детей "После трёх уже поздно", который должен пройти 22-23 марта в Луганске. Договорилась, что мой мастер-класс "Развитие творчества в раннем возрасте в продуктивных видах деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование)" пройдёт в онлайн-режиме.

Становление творчески активной личности – важная задача современности. Современный человек должен вносить прогрессивные изменения в общественную жизнь, уметь осуществлять выбор, определять и решать проблемы, быть изобретательным, иметь творческое воображение. Процесс становления личности, при благоприятных психолого-педагогических условиях, начинается уже в раннем возрасте. В этот период происходят качественные изменения в психике, в результате которых ребенок становится активным и деятельным. Растут физические возможности, расширяются потребности, меняются виды и формы деятельности, закладываются основы волевой сферы, элементы сознания и самосознания, происходят большие изменения в общении ребенка со взрослыми и сверстниками.

На третьем году жизни углубляется противоречие между стремлением ребенка к самостоятельности, желанием участвовать в деятельности взрослых и его реальными возможностями. Это противоречие может быть решено с помощью целесообразной организации продуктивных видов деятельности, если в совместных с воспитателем действиях удовлетворяется стремление ребенка к свободе, самостоятельности, независимости, если воспитатель способствует реализации потребности ребенка в признании и самоутверждении в кругу сверстников.

В продуктивных видах деятельности важен аспект выполнения, поскольку результат действия всегда должен отвечать определенным требованиям. Если ребенок хочет, чтобы в его рисунках или поделках другие узнавали воспроизводимый объект или явление, он стремится сделать это красиво и получить одобрение взрослого. У малыша, который еще не знает социальных норм и правил, почти не возникает сомнений по поводу своих художественных умений. Он с удовольствием использует разнообразные изобразительные средства (карандаши, краски, фломастеры и другие) и рисует на любых поверхностях (от листа бумаги до стен помещения). Это продолжается до тех пор, пока авторитетный для него взрослый не обратит его внимания на этическую или эстетическую стороны его «шедевров» . Что прекращает «пробы кисти» ребенка? Запрет «Прекрати! Это плохо. Послушные дети так не делают». Или критические отзывы: «Это некрасиво! Ты не умеешь этого делать».

 Лепка в детском садуСуществуют определенные социальные нормы, в рамки которых взрослые пытаются «встроить» малыша. Например, ребенку, которому прививали опрятность, тяжело впервые решиться мокнуть пальчик в краску или испачкать руки глиной. От малыша, который слышал в основном критические отзывы по поводу своих художественных изысков, можно услышать «Я не умею этого делать».

В продуктивных видах деятельности роль педагога не только в том, чтобы научить ребенка определенным изобразительным умениям, хотя это тоже необходимо, важнее сопровождать малыша в открытии мира, сопровождая его на пути от хаоса к гармонии, наполнить его уверенностью в своих силах и зажечь огонек творчества в его душе.

Ученые по-разному объясняют проявления творчества в раннем возрасте . Одни считают, что в это время у ребенка закладываются только основы продуктивных видов деятельности, он еще не способен к творчеству. Другие доказывают, что при определенных условиях малыши уже на третьем году жизни способны к творческим проявлениям во время рисования, лепки, аппликации, конструирования.

Наша многолетняя практика подтвердила. развитие творчества детей раннего возраста происходит успешно при взаимодействии взрослого с детьми в их совместной деятельности, которая проходит в непринужденной, необязательной форме, где воспитатель – равноправный партнер, который вносит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, ищет способы действия вместе с детьми без жестких оценок «правильно» – «неправильно», «хорошо» – «плохо». Речь идёт об использовании в работе с детьми приема активизации спонтанной деятельности, когда дети получают удовольствие, проявляют интерес, принимают правила игры, а главное – в увлекательном творческом процессе познают окружающий мир.

Еще в 30-е годов XX столетия известный специалист по детской психологии Лев Семёнович Выгодский назвал обучения дошкольников спонтанно-реактивным, то есть ребенок принимает программу обучения на столько, на сколько она становится его личной.

Помогая своим воспитанникам открывать возможности изобразительных средств, поддерживая в них уверенность в собственных способностях по воссозданию окружающего мира с помощью искусства, надо помнить, что у малыша произвольное внимание, в регуляции его психики преобладают внешние стимулы и руководство со стороны взрослых. Малыш способен сосредоточиться только на том, что ему нравится, а не на том, что нужно ответственным за его воспитание и обучение взрослым.

По философскому определению, спонтанность – это самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. Спонтанная деятельность – это деятельность с внутренней мотивацией. Она нравиться малышу, есть для него самоцелью («играю, делаю что-то, потому что хочу, а не для того, чтобы учиться»), деятельность выбираться произвольно и «по наитию».

Активизация спонтанной деятельности – динамическая система межличностных отношений между группой детей и педагогом, которая состоит из двух взаимосвязанных процессов: общения и совместной деятельности. Речь идет о такой коммуникации между воспитателем и ребенком, в группе сверстников, которая была бы радостной, плодотворной и эффективной для всех участников взаимодействия. Вместо одностороннего навязывания каких-то абстрактных понятий, норм и правил, осуществляется развитие, как личности ребенка, так и личности воспитателя.

Предложенный нами прием АСД позволяет воспитателю «привести к общему знаменателю» два понятия: свободное развитие ребенка в разнообразной предметной среде и участие авторитетного взрослого в этом развитии. Воспитатель наравне с родителями, становится для ребенка тем человеком, которого он любит, к которому несет свои радости и беды.

Термин «активизация» – пробуждение к активности, усиления действия – предполагает овладение педагогом мастерством входить в спонтанную деятельность детей, не нарушая при этом ее развивающего характера. Надо вызвать интерес детей к предложенному, создать состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия малышей на осознанное восприятие информации и приобретение умений, а затем постепенно и незаметно уменьшать свою активность, уступая первенство ребенку.

В продуктивных видах деятельности использование приема АСД позволяет развивать мировосприятие ребенка, его способность эмоционально отзываться на впечатления от окружающего мира, способствовать возрастанию в нем желания передавать окружающий мир средствами изобразительного искусства, делать это с удовольствием и творчески.

«Творческой» мы называем такую спонтанную деятельность малышей, во время которой ребенок не просто копирует действия и высказывания взрослого, а на основе инициативного подражания и приобретенных знаний проявляет личную инициативу, которая сказывается на результатах его деятельности.

Мы посмотрели на занятия продуктивными видами деятельности с малышами следующим образом: термин «занятия» существует для педагога и заключается в работе с литературой, конспектами, подготовке изобразительных материалов, заготовок для продуктивных видов деятельности. Для малышей занятие не должно становиться уроком школьного типа или аналогом занятия для старших дошкольников. Все обучение детей происходит в ходе интересной деятельности, в общении со сверстниками и опытными взрослыми. Важнейшим условием привлечения малышей к учебным занятиям изобразительной деятельностью является личное желание малыша: выполнять или нет предложенное воспитателем. Ребенок приобщается к деятельности с осознанным желанием делать то, что предлагает взрослый, а не по-принуждению. Его можно заинтересовать, заманить, привлечь к совместным занятиям, но, ни в коем случае не заставлять.

Во время коллективной работы (подгруппа до 6-ти детей), педагогу следует объяснить малышам, что «делать картину» будут все, но по очереди Тогда каждый ребенок осознает, что его не минет желаемое, он научится спокойно ждать своей очереди до времени совместной работы с воспитателем, чтобы в очередной раз создать «маленькое чудо» и убедиться в том, что «я такой умный, умелый, необычайный малыш, настоящий маленький художник».

Что касается времени, запланированного для проведения занятия, советуем не выходить за пределы 15-20 минут на подгруппу. Важным является состояние заинтересованности каждого ребенка происходящим. Если воспитатель увидит, что какой-то ребенок устал, у нее пропало желание к изобразительной деятельности, лучшее занятие для него прекратить, предоставить ему возможность изменить вид деятельности.

Обращаю ваше внимание на то, что во время занятий происходит непринужденная коммуникация между всеми участниками творческого процесса. Художественное слово звучит там, где оно уместно, от ребенка не требуют развернутых ответов на вопросы взрослого, не остается без ответа ни один вопрос малышей, но существуют определенные нормы и правила, которые напоминаются детям в случае необходимости и которых придерживается в первую очередь взрослый. Так же педагог на каждом занятии развивает у детей эмоционально-волевую сферу: помогает им в организации своих действий в определенном порядке, обеспечивает эмоциональный комфорт, решает такие важные задачи, как формирование у малышей представлений о свойствах и соотношении предметов, усовершенствование их ручной умелости, развитие коммуникативных навыков. Потому что третий год жизни является сензитивным периодом именно для совершенствования сенсорных, моторных и речевых возможностей детей.

Сенсорика, моторика и речь – важнейшие направления развития ребенка раннего возраста. На этом возрастном этапе важным методическим аспектом является высокая речевая активность самого воспитателя. Он передает словами все то, что воспринимают дети, пользуясь в своей речи как можно большим количеством прилагательных, характеризующих различные признаки предметов – звучание, вкус, запах, осязательные ощущения, не ограничиваясь только цветом, формой, величиной.

 Лепка в детском саду Творческая работа рук способствует накоплению у малышей двигательного опыта, что, в свою очередь, приводит к более быстрому и качественному формированию сенсорных представлений и к развитию речи. При увлекательной для детей продуктивной деятельности сенсорные представления формируются легко и остаются в сознании ребенка надолго.

Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок имеет возможность воспринимать предметы полимодально, то есть, увидеть их, услышать слова, обозначающие их свойства, почувствовать их на ощупь, а в некоторых случаях познать их вкус и запах.

Для развития творческих способностей малышей в продуктивных видах деятельности нужны качественные материалы детской канцелярии, бросовые и природные материалы. Педагогу необходимо придерживаться санитарно-гигиенических требований и норм безопасности жизнедеятельности детей в подборе материалов, которые он предлагает для работы детям. А использование мелкого материала требует пристального внимания взрослого. Но, во время совместной с педагогом деятельности, малышей больше всего захватывает осознанное желание что-то создать из предложенного материала, чем использовать его не по назначению. Тем более, что авторитетный для них взрослый при первых же попытках ребенка попробовать их, предупреждает, что это не съедобно.

Продолжение в следующей публикации Рисование, лепка, аппликация, конструирование в раннем возрасте

 

Ещё можно почитать:

Запись опубликована в рубрике Детская с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge