Методики раннего обучения чтению

Кубики-азбукаПродолжая тему раннего обучения чтению дошкольников хочу напомнить, что аргументы за и против подобного обучения детей мы рассмотрели в статье Раннее обучение чтению. За и против. О психологических аспектах этого процесса можно прочитать на странице Секреты обучения чтению дошкольников, в которой я упоминала две популярные методики обучения чтению до школы. 

Первая и, на мой взгляд, лучшая методика обучения чтению – звуко-буквенная система Бориса Эльконина, предполагающая развитие фонетико-фонематического слуха ребенка как подготовительный этап к осознанному беглому чтению и развивающая аналитическое мышление ребенка. В потоке речи малыш учиться различать предложения, слова, звуки и связывать это с печатным текстом.

Методика Глена ДоманаПротивоположный подход к обучению детей чтению, заключающийся в том, что ребенок накопив в памяти образцы написания слов сам сообразит механизмы чтения, в начале 20 века был предложен бельгийским сторонником свободного воспитания Овидом Декроли. Сегодня его идеи по поводу обучения детей чтению находят воплощение в системе раннего развития ребенка американского ученого нейрофизиолога Глена Домана. Цель занятий по методике Домана − познакомить ребенка с тысячами ясных, точных, интересных фактов. Эти факты, подобно компьютерной программе, должны быть систематизированы по разделам знаний, категориям и битам. Честно говоря, эта методика не очень прельщает меня, потому что ее автор сравнивает малыша с компьютером и досадует, что «компьютер мы аккуратно и точно начиняем данными, а мозг ребенка засоряем неточной, путанной информацией!»

В рубрике-комнате Секрет для читателей, подписанных на обновления блога, я разместила книгу Елены Бугрименко и Галины Цукерман «Учимся читать и писать». В этой книге на основе методики Бориса Эльконина предложено множество игр, играя в которые с ребенком можно научить его читать легко и без принуждения. Обучая по этой методике, важно дать ребенку понятие, что звуки бывают гласные – их можно петь и кричать, а так же согласные − они произносятся кратко и бывают твердыми: «б», «м», «с» и мягкими: «бь», «мь», «сь». При произношении звуков нужно определенным образом «настроить ротик».

Вот такими значками можно обозначить все звуки русского языка. Их всего три. Они могут быть предложены малышу в виде фишек, сделанных родителями и нужны для обучения ребенка различению звуков речи на слух и артикуляционно.

Методика обучения чтению Бориса ЭльконинаРечь состоит из слов и предложений. Поэтому вам понадобятся фишки, с помощью которых можно помочь малышу это понять. Вот так, с помощью фишек, можно выложить знаменитое: «Мама мыла раму».

Методика обучения чтению Бориса Эльконина

Еще эта методика предполагает важные для развития дошкольника: расширение словарного запаса ребенка, грамматически правильное построение речи, формирование умения рассказывать и вести диалог. И учит логически мыслить. А этому всему помогут игры, предложенные в книге. Эта же методика продолжает использоваться при обучении детей чтению в школе.

Методика ДоманаСистема Глена Домана рассчитана на то, что ребенок обучается чтению не посредством звуко-буквенного анализа, а учится читать слова целиком, которые для него пишут родители красным цветом на картонных прямоугольных карточках (сейчас в продаже можно найти уже готовые пособия). Расчет идет на то, что ребенок многократно увидев слово и услышав как оно звучит, запомнит, как его нужно читать. А просмотрев много слов, сам сообразит правила чтения и начнет читать впоследствии незнакомые слова. Я знаю много родителей, которые взявшись за использование этой методики, впоследствии разочаровывались в ней. Но были и положительные результаты. А секрет оказывается заключался в том, что хорошие результаты выдавали дети-синтетики, которым удавалось самостоятельно, на уровне подсознания, уловить логику того, что слово состоит из букв, которые имеют звуковое выражение. Ведь выучить на память все слова русского языка невозможно.

И возникает вопрос, есть ли что-то промежуточное в обучении детей чтению? Подходящее и для детей-аналитиков и детей-синтетиков. Я не помню кто и как научил читать меня. При этом в памяти не осталось ни одного негативного воспоминания, связанного с обучением чтению. Это произошло явно до школы, потому что среди сельских первоклашек я оказалась одним беглочитающим ребенком в свои неполные семь лет.

Кубики ЗайцеваЗнаю, что в 60-е годы был известен единственный метод, которым руководствовался еще Лев Николаевич Толстой в своей Яснополянской школе – обучение чтению по слогам. Сегодня самым известным последователем этого направления является Николай Зайцев и его знаменитые кубики. Методика ЗайцеваМетодика Зайцева сочетает развитие сенсорики – чувственной сферы ребенка и, на основе обучающих кубиков и таблиц, развитие мыслительных операций: анализа и синтеза. Мне доводилось наблюдать использование кубиков Зайцева в малокомплектных детских садах с детками двухлетнего возраста. Результаты обучения были замечательны, потому что педагоги смогли превратить складовое чтение в увлекательную игру для малышей.

Ребенок и компьютер

Сегодня, в век информационно-коммуникационных технологий, невозможно упускать такую прекрасную возможность в обучении чтению, как компьютер. Еще семнадцать лет назад, проводя частные занятия с дошкольниками по обучению их чтению, я обратила внимание, что дети с огромным удовольствием печатают на печатной машинке. Сейчас этот архаизм заменил компьютер и любой родитель, в доме которого есть дошкольник и компьютер, подтвердит, что с большим интересом малыш находит знакомые буквы и печатает первые слова на клавиатуре, чем выкладывает их кубиками. Не излишним будет напоминание о том, что время, проводимое малышом за компьютером должно быть дозировано и ограничено 10 минутами в день.

Азбука-таблицаВ 90-х годах в группе раннего возраста – это как раз дети третьего года жизни − под моим методическим руководством была использована методика обучения детей буквам по звукоподражанию. В двух словах: она состояла в том, что на листах формата А-3 были нарисованы красочные сюжеты, близкие восприятию детей этого возраста. Девочка качает куклу и поет ей песню «А-а-а», на этой же картинке изображена буква «А». Из крана течет вода и изображение буквы «С» − «песенка водички». Подбор картинок и букв к ним – был авторский. Все картинки были размещены в группе в соответствующих местах. Задачей воспитателя было давать детям образцы произнесения звука, который соответствовал букве и стимулировать детей подражать ей, напевая «звуковые песенки». Перед педагогами не ставилась задача делать это в каком-то закрепленном временном режиме. Основным показателем успешности был интерес детей к материалу. Результат обучения за год был поразительным – все дети группы узнавали изображения 22 изучаемых букв и могли назвать их звуком. Кроме этих картинок в группе были обычные кубики с азбукой, азбука-таблица. К этим пособиям малыши проявляли естественный интерес, который поддерживался воспитателями. Как проходило обучение чтению этих детей в дальнейшем расскажу в следующей публикации.

В заключение хочу заметить, что любая методика обучения чтению, которую бы вы ни выбрали – остается пустой тратой времени, если у родителей с малышом недостаточный эмоциональный контакт и мало времени на совместное времяпровождение.

У нас была семейная традиция – чтение детских книг перед укладыванием ребенка спать, которая продолжалась совместным чтением даже когда сын научился бегло читать и вроде бы не нуждался в такой форме общения. В шесть лет и девять месяцев сын сделал заявление: «Все мама. Я решил сделать тебе праздник. Я буду тебе каждый день читать, потому что ты стареешь, а я среди вас самый молодой и энергичный!» Вот так то.

Сегодня интернет тоже «радует» различными обучающими программами и курсами раннего обучения чтению, сделанными подчас дилетантами, не знающими детской психологии и особенностей восприятия дошкольников. Я долго копалась на Ютубе, пытаясь найти качественный продукт, но это оказалось невероятно сложно. Предлагаемый ниже мультик соответствует методическим требованиям и дает детям понятие о закрытых и открытых слогах. После его просмотра у ребенка, знакомого с буквами, может произойти «момент озарения», своеобразный щелчек. И он поймет, что это такое − слитное чтение. У моего сына кстати этот момент наступил благодаря простой игре: «Взялись за ручки буквы «М» и «А» и запели «МА». Я ему называла буквы, а он «пел» их песенку. И так с разными буквами. Именно эта игра оригинально представлена в обучающем мультике.

Ещё можно почитать:


Запись опубликована в рубрике Детская с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

12 комментариев: Методики раннего обучения чтению

  1. Madam Internet говорит:

    Да, обучение чтению — это очень важно Здесь я согласна с Никитиными, чем раньше, тем лучше. Мои дети очень рано начали читать, благодаря опять же Никитиным. Как будет с Дусей , посмотрим. Пока просто общаемся… Хотя буквы я уже ей показываю Дусе один год и один месяц
    Madam Internet recently posted..Мама — шапкоголик. Дусины стихиMy Profile

  2. Юлия говорит:

    Спасибо, что поделились с нами информацией. Я сейчас как раз думаю, как начать обучать чтению свою дочку, сразу словами или лучше читать по слогам, но пока до конца не определилась. Помню, что мама учила меня пропевать слоги, и я быстро научилась читать. И уже в подготовительной группе я читала своим сверстникам книжки! :)
    Юлия recently posted..Аппликация из салфеток «Цветочек».My Profile

  3. Ольга говорит:

    В школе уже не учат детей читать.Учителя хотят,чтобы дети приходили в первый класс и уже умели и читать и считать.
    Ольга recently posted..Оесенняя депрессияMy Profile

  4. Галина говорит:

    Мультик замечательный, спасибо! Я своих учила по кубикам, ну и конечно по картинкам. Теперь уже выросли, и читают прекрасно.
    Галина recently posted..Невыдуманные истории.My Profile

  5. Кристина говорит:

    Здравствуйте, Лия Николаевна. Я часто бываю на вашем сайте, тут интересно)))

  6. Мария говорит:

    Здравствуйте, Лия. У вас замечательный блог и методика раннего обучения чтению мне очень понравилась спасибо, очень пригодится ведь у меня маленькая дочка.
    Мария recently posted..Не пропусти, главное событие уходящей недели! Конкурс блогеров «Здесь в каждом слове жизнь моя».My Profile

  7. Оксана Ершова говорит:

    да, методик много. Важно выбрать ту, которая малышу подойдет. Я без всяких методик учила :) Наверное, потому и начали читать в 5,5 лет :))))))
    Оксана Ершова recently posted..Как правильно сочинять стихи (сказка для детей)My Profile

  8. Алиса Алексеева говорит:

    Думаю, когда у меня будет бэбик, посоветуюьсь по этому вопросу со спецами по скрочтению, потому как обычное чтение с использованием проговаривания, сейчас не подходит — слишком медленно получается, а дальше так вообще будет мешать ребенку — с таким та объемом информации:)
    Алиса Алексеева recently posted..«Калеро Педро Гонсалес — Философия с шуткой. О великих философах и их учениях.»My Profile

    • Лия говорит:

      Алиса, у слитного чтения и скорочтения разные механизмы. В любом случае у малыша для начала происходит осознание механизма слитного чтения и восприятия текста, состоящего из слов и предложений, а затем можно и скорочтением заняться.
      Лия recently posted..Секреты обучения чтению дошкольниковMy Profile

      • Алиса Алексеева говорит:

        Ну, значит сначала слитный текст, а через 1-2 годы — скорочтение:)
        Алиса Алексеева recently posted..«Домашний офис: 5 обязательных элемента.»My Profile

  9. Ольга говорит:

    Я не помню, чтобы родители учили меня читать — это происходило естественным образом — но у нас была читающая семья! А сейчас, наверное, это необходимо! Так как и родители современные читают не много, если читают вообще… А в школе требования высокие, и не умеющему читать ребенку даже в первом классе трудно!
    Ольга recently posted..Кубок признанияMy Profile

  10. Алиса Алексеева говорит:

    Прошу на мой блог http://alisa-alexeewa.com/svobodnoe-vremya/kubki-priznaniya-ot-armii-startup, чтобы забрать свою заслуженную награду — Кубок признания! Успехов и процветания!

Добавить комментарий для Оксана Ершова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

CommentLuv badge