По просьбе коллег и постоянных читателей блога публикую статью про образовательные реформы в Украине, которые актуальны для развития общества, а поэтому близки, понятны и поддерживаются прогрессивными членами украинского общества, среди которых и родители учеников. Любые изменения в системе образования должны обусловливаться последними мировыми тенденциями в сферах науки, производства, информационных технологий и, конечно, соответствовать запросам общества. Другого пути для реформирования отрасли нет. В беседе Елены Солодовник с заместителем министра образования и науки, молодежи и спорта Борисом Жебровским сделана попытка сложить мозаику из общемировых трендов, которые сегодня успешно обрабатываются сотрудниками министерства и начинают воплощаться в жизнь.
Перинатальная педагогика интересует ученых
Тема пренатальной (касается отношений матери и ребенка до 28-й недели беременности) и перинатальной педагогики (изучается связь с младенцем от 28-й недели до родов) была затронута еще во время I Всеукраинского съезда работников дошкольного образования Украины. Правда, тогда об этом больше говорили представители министерства, а не практики.
- Конечно, инициатива исходит от нас, - объясняет Борис Михайлович. - А на самом деле это нормально, если работники министерства образования - люди творческие, склонны к проведению экспериментальной работы. Шутя говорю: «Формируем эскадрон творческого азарта!». И именно такие специалисты уже работают у нас.
- Борис Михайлович, почему перинатальную педагогику ваши специалисты выделили как важное психолого-педагогическое направление?
- Министр на I съезде работников дошкольного образования назвал ее перспективной для понимания формирования человека и личности. Во многих странах мира этой теме уже посвящено немало научных работ. В США, например, будущим мамам обязательно предлагали слушать произведения Моцарта. Пик «моцартомании» пришелся на 80 - 90-е годы прошлого века. В специальных центрах женщинам оказывали психологические и педагогические консультации. В Киеве, в частности, по методике московского профессора Михаила Лазарева недавно начали создаваться общественные организации. Мы почувствовали интерес к педагогике «до родов» и заинтересовались сами. Даже издали небольшую книжку «Пренатальная педагогика», где рассказывается о влиянии на ребенка звуков и музыки, эмоциональный обмен, питание и воспитание. Мы получили согласие о сотрудничестве от Министерства здравоохранения. Пренатальные центры Минздрава уже оказывают психолого-педагогические консультации мамам и папам, работают пренатальные психологи. Для более основательного изучения этой темы обязательно нужно объединить усилия всех этих специалистов. Я уверен, что в ближайшие годы пренатальная и перинатальная педагогика будет интересовать специалистов во всем мире, а прежде всего - молодежь.
В школу приглашаем интеллигенцию
- Какие изменения относительно общемировых тенденций заложено в новых программах?
- Большие. Значительно увеличили вариативную часть учебных программ. Это позволяет педагогическим коллективам вводить в программу, скажем, необычные предметы.Министерство, например, предложило факультатив «Полезные навыки» для учащихся 8 - 11 классов. Именно дети получили право сформулировать свои пожелания, согласовать выбранную тему с педагогическим коллективом и получить какие-то необычные уроки от специалистов.
Министерство поддержит любую инициативу: если нужно, чтобы факультатив преподавал специалист своего дела, но без педагогического образования - дизайнер, парикмахер, модельер, мы дадим на это разрешение. Надо понять: сегодня на школу нельзя перекладывать абсолютно все функции обучения и воспитания. Если хотите, мы должны «заманить» в классы лучших представителей интеллигенции, вообще авторитетных в обществе специалистов.
- Кто еще, по Вашему мнению, может влиять на школьную среду?
- Безусловно, объединенные ученические и родительские коллективы. После проведения Всеукраинского форума «Отцы и дети» убедились: почти нет системы общения родителей и детей. Представьте совместное заседание родительского комитета и совета старшеклассников. Где такое есть? Редкость. А это нужно. В семье дети и родители общаются очень мало. Социологи называют страшные цифры - четыре минуты в день. Иногда у взрослых нет времени, а иногда и не о чем говорить ... Дети часто более откровенны с учителями, чем с родителями. А они порой лучше нас понимают проблемы общества, сами предлагают пути сотрудничества с взрослыми ... Будем просить директоров выступить посредниками и в общении родителей и учеников. Надо обсудить, что можно общими усилиями сделать для школы, как организовать досуг за ее пределами и многое другое.
Все новое начинается с эксперимента
- Из новых тенденций можно упомянуть системы альтернативной педагогики ...
- Термин «альтернативная педагогика» устарел. Все это - уже пройденный этап. Сегодня новое зарождается в «экспериментальной педагогике». Есть отработанная система экспериментальных учебных заведений, предметов, систем.
Хотя здесь тоже нужна «ревизия» ... Мы собрали информацию о всех объявленных экспериментах, которые проводятся в Украине. Их несколько тысяч, но, готовя документы на III съезд работников образования, не нашли действительно инновационных тем, чтобы показать общественности. Мы даже создали отдел экспериментальной педагогики в структуре министерства, и его работа встречает значительное сопротивление. Почему? Все просто. Так называемые экспериментальные программы могут быть обычным коммерческим проектом (сбор с родителей денег на учебники и тетради) или просто основой для чьей-то диссертации. Иногда школьный коллектив и не слышал о самом «эксперименте». Сегодня идет творческая ревизия, переосмысление, сверка со временем и направлениями стратегического развития украинского образования.
Освободим учителя от рабства… бумажного
- Что Вы скажете о работе помощников педагогов - методических служб?
- Методслужбы много лет выполняли не свойственную им работу, получив делегированные им контролирующие функции. Это формальное руководство, но оно превратилось в бумажное рабство учителя. Недавно встретился с руководителями сельских райметодкабинетов и убедился: там еще работают настоящие профессионалы. Они понимают, что учитель требует прежде всего помощи. Например, в Финляндии, образовательную систему которой считают самой качественной в Европе, никто не контролирует учебный процесс. Когда директор или коллектив испытывают какие-то трудности, они обращаются к методическим службам. Я призвал руководителей наших РМК оставить «авторитарное оружие» и перейти на сторону учительства. Мы назвали этот процесс «перезагрузкой методических служб Украины».
Система, построенная на недоверии, исчезнет?
- Наверное, тема о новых тенденциях будет неполной без рассмотрения ИКТ ...
- В сфере ИКТ вообще постоянно происходят революции, хотя, пожалуй, лучше сказать так: «ИКТ - это перманентная революция в образовании». Через пять-десять лет у учителей и учащихся будут уже совершенно новые, фантастические возможности для получения информации. Так, кстати, может исчезнуть тема конфиденциальности внешнего независимого оценивания или сама форма проведения таких тестов. Просто система, построенная на недоверии к учителю, отживет себя технологически. Во многих странах уже переходят к более открытым и демократическим формам оценки знаний. Ведь важно не просто сделать срез знаний - нужно выделить тенденции развития личности. Оценивание качества образования вообще не может быть постоянным, так как оно состоит из многих критериев: требования рынка, общества, родителей, собственных нужд. А это все - динамические вещи.
Три дороги украинского образования
Борис Жебровский отмечает, что сегодня образование развивается по многим критериям, но можно выделить три глобальные направления, по которым работает министерство образования.
- Дорога содержания. Мы строим ее, приняв новые стандарты и программы. Раз в десять лет меняются стандарты, и это дело выпало именно нашей команде. Главное - обеспечить качество сделать эти документы прогрессивными, современными, чтобы они выдержали проверку временем, поскольку именно содержание образования и является основой реформ.
- Дорога новых технологий. Она чрезвычайно важна. Содержание может быть очень современным, но если передавать его старыми средствами, без компьютеров, интернета, контента, оно не будет иметь смысла. Будет просто красивая идея, а донести ее до учащихся мы не сможем.
- Дорога носителей содержания и технологий. Это педагоги, директора школ, вся вертикаль управления образованием. Управленец, который исповедует авторитарные методы, учитель, не умеющий применять новые технологии, могут сбить с пути всех и вся. Эта дорога не требует больших финансовых вложений, в отличие от первых. Она только требует смелости доверить дело профессиональным управленцам и реально оценить возможности украинского учительства. Ведь 21 процент наших педагогов - пенсионного возраста (по сравнению с 9 процентами в 1991 году). Некоторые из них боятся компьютеров, потеряли доверительные отношения с учениками. С одной стороны, это жертвенная профессия и этих учителей должны поддержать хорошей пенсией, проявить уважение к их многолетнему труду... С другой стороны, детям необходимы современные качественные знания. Безусловно, нужен компромисс интересов.
По каждой из этих дорог мы сделали достаточно уверенные шаги. Но в условиях мирового финансового кризиса сразу достичь того, что нельзя было сделать даже в лучшие годы, нереально. Это - как подснежники зимой. Они будут – но весной. Однако с ориентирами мы уже определились. Архитекторы и проектанты свою работу выполнили. А строить будем все вместе.
Информация языком оригинала: Борис Жебровський: Архітектори і проектанти освітніх реформ свою роботу виконали. «Освіта України» № 43 від 22.10.2012
А я сейчас обязательно подпишусь на такой блог
Как обычно просто супер обьёмная статья и как всегда дочитал до конца
Спасибо, важная и нужная информация
Как всегда, доходчиво и логично.
Мне 61 год. Я очень люблю свою работу. В школе люблю всё, кроме бесконечной писанины. Бумажное рабство буквально нависло над учительством. Есть ли кто-то смелый, кто бы смог облегчить работу педагога в этом плане? Поурочные планы с триединой целью давно стали формальностью. Пора принять это, как факт и придумать что-то другое. Молодые учителя «дружат» с коьпьютером, да и мы, пенсионеры, от них не отстаём, но при такой загрузке некогда вникать во что-то новое. Поэтому я за то, чтобы освободить учителя от бумажного рабства!
Спасибо.
Про дошкольное образование
Действительно, дошкольное образование в Украине сегодня как-никогда нуждается в методическом обеспечении образовательного процесса. Однако, как педагог-дошкольник с 25-летним стажем работы на разных должностях, начиная с воспитательской, могу с уверенностью сказать, что классические методики дошкольного воспитания не устарели, они требуют переосмысления. А это переосмысление должно строиться на глубоких знаниях детской психологии современного ребенка, на понимании гуманистической модели образования. Поэтому в подготовке современного педагога-дошкольника это должно стать приоритетом.
Что касается «действительно инновационных тем». Эта формулировка в выступлении не очень понятна. Неужели инновационная тема должна звучать как-то инновационно, и неужели ни одна из «нескольких тысяч» не имеет качественно нового результата? Вот и на практике у нас все все время ждут от педагога какого-то сюрприза и если он качественно реализует образовательную программу по традиционной методике, с использованием современного подхода к ребенку, но не использовал такую-то инновацию, то и результат его уже не оценивается высоко.
По поводу методслужбы. Она и сейчас выполняют не свойственную ей работу, но не потому, что получила делегированные им контролирующие функции, а наоборот — получили в обязанность выполнение (не в разрез с Положением о методической службе) огромной статистической деятельности, постоянных отчетов о проделанной работе в разних направлениях для разных инстанций: как провели дни здоровья, недели охраны жизнедеятельности детей, дни родной речи и т.д. И отказаться нельзя, потому что анализирующие отчеты про организацию образовательной работы. И конечно же, что бы информация была достоверная, она собирается с детских садов, а потом обобщается. А презентационная деятельность… И нельзя сказать, что это формальное руководство, и что оно превратилось в бумажное рабство педагога, скорее в бумажное рабство воспитателя-методиста ДНЗ, подкрепленное колоссальной практической деятельностью членов педагогического коллектива.
А обязанность создания сайтов ДНЗ. Кто будет заниматься его разработкой, я говорю о технической стороне, почему эта бесплатная работа опять взваливается на плечи руководителя и воспитаетля-методиста детского сада. Неговоря уже об интеллетуальних и временных ресурсах для обеспечения его работы.
Как-то очень не оптимистично прозвучали слова » в условиях мирового финансового кризиса сразу достичь того, что нельзя было сделать даже в лучшие годы, нереально. Это — как подснежники зимой. Они будут – но весной». Удивительно, а педагоги-дошкольники регулярно встречают весну. Ведь даже без материальной поддержки, без учебно-методического обеспечения действующих государственных программ поддерживают и развивают дошкольное образование. Спасибо ученным, которые свои усилия направили в помощь практикам: А. Богуш, Н. Гавриш, К. Крутий. А нам приятно, что в нашем городе под руководством С.И.Якименко и Вашим руководствм,Лия Николаевна, прошли настоящие эксперименты, с настоящими инновациями и весомыми результатами. Перспектив и творчества всем нам — людям образования!
Ирина, спасибо за обстоятельный комментарий. Чувствуется, что Вы, человек, болеющий сердцем и душой за дошкольное образование и трезво оцениваете его современное состояние. Рада видеть Вас на блоге и, вместе с гостями сайта, читать Ваши отзывы на публикации.
Лия recently posted..Половое воспитание дошкольников. Откуда берутся дети?