8 ноября 2012 года в Николаевском областном институте последипломного педагогического образования прошел семинар "Половое воспитание учеников школ-интернатов и их защита от сексуального насилия". Это мероприятие является составной частью проекта "Правовая грамотность педагогов школ-интернатов − залог качественной правовой и социальной защиты их воспитанников" и состоялось оно при финансовой поддержке Международного фонда "Возрождение" в рамках Программы "Образовательная программа".
Целью проекта является содействие повышению правовой грамотности педагогов школ-интернатов и улучшение качественной правовой и социальной защиты воспитанников этих заведений.
Становление Украины как демократического правового государства нуждается существенном повышении правовой культуры всех слоев населения, особенно педагогов, ведь именно они в первую очередь формируют и развивают правовое сознание ученической молодежи. Если дети, которые учатся в обычных учебных заведениях, получают правовую информацию и в семье, то воспитанники школ-интернатов лишены этой возможности. Ученики школ-интернатов часто теряют определеные социальные блага или попадают в сложные жизненные ситуации лишь потому, что не получили вовремя конкретную информацию или правовую помощь. Следовательно, повышение уровня правовой грамотности педагогов школ-интернатов будет способствовать формированию соответствующего уровня правовых знаний учеников этих учебных заведений, их правовой и социальной защите.
Семинар проводили авторы учебно-методического пособия «Статеве виховання учнів шкіл-інтернатів і їх захист від сексуального насильства», то есть я и моя коллега-юрист Сторчак Нина Анатольевна.
Поделюсь с читателями блога теми вопросами, которые обговаривали участники семинара и приглашенные эксперты:
- Колос Ольга Леонидовна, начальник отдела защиты прав, свобод, законных интересов детей прокуратуры Николаевской области: «Практика правовой защиты половой неприкосновенности детей-воспитанников школ-интернатов»;
- Медведев Денис Андреевич, главный специалист сектора защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних Службы по делам детей Николаевской областной государственной администрации: «Защита воспитанников школ-интернатов от сексуального насилия»;
- Лагодная Мария Александровна, практический психолог Николаевской областной психиатрической больницы № 1: «Психологические аспекты полового воспитания учеников школ-интернатов. Психологическая помощь детям-жертвам сексуального насилия»;
- Почуева Тамара Анатольевна, областной гинеколог детского и подросткового возраста управления здравоохранения Николаевской областной государственной администрации: «Сохранение репродуктивного здоровья детей − воспитанников школ-интернатов».
Я несколько дней ходила под впечатлением от информации и вопросов, обсуждаемых на семинаре.
Участники семинара пришли к единодушному мнению, что проблема насилия над детьми, в том числе и сексуального носит скрытый характер. Ее не принято обсуждать на массовых открытых педагогических мероприятиях.
Половое воспитание детей должно осуществляться совместно сексуально культурными взрослыми: родителями и педагогами. В то же время уровень сексуальной культуры педагогов да и многих родителей в настоящее время оставляет желать лучшего.
Оговаривалось то, что педагоги иногда слабо разбираются в вопросах социальных половых различий и соответственно не могут педагогически грамотно влиять в этих вопросах на своих учеников, воспитанников. Что же касается вопросов биологии пола, то учителя, воспитатели проявляют элементарную безграмотность, которые иногда приводят к промахам и ошибкам в воспитании детей.
В наш информационный век у педагогов появляется осознание необходимости грамотного информирования детей о социальных и биологических половых различиях, о взаимоотношениях полов, что бы предотвратить влияние на детей уличного «сексуального просвещения», воздействия средств массовой информации, и интернета в том числе. Многие педагоги это делают интуитивно правильно, при этом отмечая отсутствие методических, учебных пособий, которые бы помогли им в организации полового воспитания детей, в подборе форм и методов осуществления этого аспекта воспитательной работы.
Поэтому учебно-методическое пособие «Статеве виховання учнів шкіл-інтернатів і їх захист від сексуального насильства», которое бесплатно, благодаря Международному фонду «Возрождение», получил каждый участник семинара, будет способствовать формированию компетентности в половых вопросах при работе с родителями воспитанников и самими детьми.
Очень не легкой и эмоционально насыщенной оказалась вторая часть семинара, когда поднимались вопросы о том, как защитить детей от сексуального насилия, предупредить жизненные ситуации, в которых дети могут выступать жертвами.
Было отмечено, что, по сравнению с количеством случаев неожиданного нападения на детей посторонними лицами, с целью совершения преступных действий, более ужасающие масштабы проблема имеет в семейных кругах, когда насилие над ребенком совершает человек, которого ребенок хорошо знает, которому он доверяет. Так у ребенка формируется неадекватное восприятие «нормы» ненормального. Или рушится доверие ко всем взрослым, приобретаются физические и психологические травмы.
Поразил рассказ воспитателя одной из школ-интернатов о том, что несколько лет назад 10-летняя девочка рассказала ей, как 3 года назад подвергалась сексуальному насилию сожителем ее матери. Мать впоследствии была лишена родительских прав, а девочка попала в интернат. Открыться ребенка заставила ситуация ее оформления на усыновление в иностранную семью и страх, что «этот дядя будет с ней делать плохо, как мамин дядя».
Не существует статистики сколько взрослых людей живет с детскими травмами, полученными в результате сексуальных домогательств развратных действий по отношению к ним более старших детей или сексуально не культурных взрослых. Эта проблема не рассосется сама собой, пока общество не придет к осознанию пагубности любого вида насилия по отношению к детям. Если в семье, родители бьют и унижают ребенка, у него может сформироваться представление, что подобные действия есть норма по отношению того, кто слабее, беззащитнее. Поэтому и действия сексуального насильника они будут рассматривать как неизбежное и допустимое по отношению к себе.
Для того, что бы уберечь ребенка от сексуального насилия – он должен знать что это такое и знать как себя вести, что бы его не обвинили в насилии или он не стал жертвой насилия. Поэтому в пособии и здесь на сайте в статье Подростки и секс. Как избежать насилия рассматриваются эти вопросы.
Видимо, в подтверждение того, что как педагог и психолог я нахожусь на правильном пути в трактовке этой темы, по телевидению в передаче «Детектор лжи» рассматривалась семейная история, когда брат с детства вступал с сестрой в сексуальные отношения. Даже создав свою семью он продолжал подобные действия. А сестра, находясь под психологическим давлением с его стороны, не могла прервать подобных отношений и во взрослом возрасте, глубоко страдая от происходящего. Вопросы: где были их родители? Как такое могло произойти? остаются за кадром.
После семинара мне довелось посмотреть художественный фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Фильм как-то прошел мимо меня в 2008 году, когда он был создан и вышел на экраны. Сегодня, вероятно, мне нужно было его посмотреть, что бы увидеть, что может произойти, когда половое воспитание детей пускается на самотек, когда подросток остается наедине с самим собой и гормональным бунтом, когда нет доверия и взаимопонимания с родителями.
Еще больше меня впечатлила передача «Закрытый показ. Все умрут, а я останусь». То, что люди в обсуждении этого фильма разделились на два противоположных лагеря. Если вы, уважаемые читатели блога, удосужитесь посмотреть этот фильм и ролик с этой передачи, то хочу признаться, что мысленно я на стороне приверженцев того, что этот фильм нужно посмотреть всем родителям и всем педагогам.
На этом сайте я упоминала о том, что тема Половое воспитание в школе-интернате находится в научной разработке, публиковала отрывок из пособия в статье Сексуальное насилие над детьми и обещала поделится с читателями блога книгой, когда она выйдет в печати.
Для того, что бы с учебно-методическим пособием «Статеве виховання учнів шкіл-інтернатів і їх захист від сексуального насильства» могли познакомиться не только педагоги Николаевской области, размещаю ссылку на него в комнате-рубрике Секрет. Что бы бесплатно скачать эту книгу и другую психолого-педагогическую литературу по воспитанию детей необходимо подписаться в форме справа: «Подписка на новости сайта». Для этого следует один раз вписать свое имя и е-mail адрес, и нажать на кнопку «Подписаться». Вас автоматически перенаправит на сервер подписки. Там можно больше никаких сведений не указывать, а только подтвердить подписку. После этого следует ещё раз подтвердить подписку, кликнув по ссылке, которая придет с подписного сервера на указанный Вами электронный адрес. Подписные новости рассылаются 2 раза в месяц и в них же новые подписчики найдут пароль от комнаты Секрет, где будет открыт доступ для бесплатного скачивания литературы.
Согласен, что пост получился удачным. Хорошая работа!
I’m a extended time back I study your blog and it has long been stating that you are an incredible writer.
Откровенно говоря, сейчас дети знают в детских садах больше воспитателей, если они (воспитатели) старше 40 лет. Молодежь, то скорее всего уже все знает. А права наши детки знают с первого класса. Жаль, что никто не объясняет им, что есть еще и обязанности. Т.к. если раньше учитель только строго посмотреть мог, и ученики затихали. А сейчас придите ка на урок в первые классы. Я не говорю про 8. там вообще учителя могут игонорироваться. Раньше, что не так, за ухо и в угол. И родители спасибо скажут. А сейчас попробуй сказать что -то не тем тоном. Так тебя родители в суд потащить могут за нарушение прав ребенка. А кто про права учителя подумает!
Кстати, Лия, у Вас последние статьи стоят на всю главную страницу. Вы специально не ставите разделитель?
Наталья recently posted..Полудрагоценные камни. Сердолик.
В половом воспитании детей голые знания иногда и навредить могут, важнее формирование половой культуры, когда знания становятся личным убеждением взрослеющих детей. По поводу прав и обязанностей детей и взаимоотношений со взрослыми, считаю, что если учитель личностно-ориентированный, его будут любить и уважать дети любого возраста. Игнорирования детьми обычно удосуживаются или слишком либеральные или перегнувшие палку авторитарные взрослые. Взрослый — зрелая личность, выстраивающий отношения с детьми, придерживаясь стиля требовательная доброжелательность, достигнет в воспитании детей гораздо лучших результатов, чем тот, что за ухо и в угол. Это мои убеждения, сложившиеся в силу жизненного опыта и практики.
РS; разделитель просто забыла поставить, спасибо, Наталья, что напомнили 🙂
Лия recently posted..Учимся прощать. Можно ли жить без обид?
Тему сексуального воспитания, необходимо подымать и в обычных школах, там не всегда учатся дети у которых есть внимательные родители, которые все сами объяснять. Эта тема закрыта во многих семьях и не принята к обсуждению в школах. В школах только иногда проводят лекции о вреде наркомании и курения, хотя чаще делается это для галочки…
Хорошо что проводят такие семинары в Николаеве и педагоги получают необходимые знания и делятся опытом. Полезно было бы проводить подобные семинары по всей Украине!
Vika recently posted..Конференция «Мастерская предпринимательства 16.11.2012″
Поздравляю с очередным кубком:)
На счет статьи — я не въехала :),а семинар какую цель имел? Что конкретно педагоги собираются делать?
Алиса Алексеева recently posted..«Самый простой кекс, а сколько в нем смысла!»
Алисочка, спасибо за поздравление. Цель семинара: повышение правовой грамотности педагогов школ-интернатов, усовершенствование их навыков полового воспитания подростков. Поделюсь с Вами новостью — по тематике полового воспитания мой сайт был замечен представителем Regional HIV & AIDS Adviser
UNESCO Moscow Office. Предложено международное сотрудничество. 😉
Лия recently posted..Педагогам о половом воспитании детей
Приветствую вас, коллега! 😉 Вам от меня хорошая новость, примите кубок признания! Ваш сайт мне показался очень интересным, удачи вам во всех ваших начинаниях! Ну а награду можно забрать вот здесь: http://pupsenysh.ru/moj-vtoroj-kubok/ Давайте дружить сайтами! 🙂
Мария, спасибо за Кубок признания сайта! Не смотря на то, что он седьмой для моего блога, я благодарна Вам за него. О награждении сайта Кубками Старт Ап есть страничка, где я обязательно размещу ссылку на Ваш сайт. Спасибо!
Лия recently posted..Кубки Start Up — именинный сюрприз