Половое воспитание дошкольников. Откуда берутся дети?

Статеве виховання. Лія ОлійникДо недавнего времени словосочетание «половое воспитание дошкольников» воспринималось в кругах специалистов-дошкольников с удивлением, которое, в свою очередь, порождало вспышки или юмора, или агрессии. Понимание важности этого аспекта воспитательной работы в формировании личности ребенка до сих пор остается слишком низким. Для повседневной жизненной практики дошкольных образовательных учреждений, сейчас наиболее подходит дефиниция «бесполое воспитание».

Такое состояние дел предопределено тем, что в отечественной педагогике вопросы, связанные с полом человека, длительное время находились под безмолвным запретом. Обращение к ним считалось неприличным. Хотя этой проблеме посвящены многочисленные труды психологов, социологов, медиков, физиологов, генетиков. За последние годы в Украине подход к «половым вопросам» кардинально изменился. Постепенно, в русле личностно-ориентированного дошкольного образования, изменяется и восприятие взрослыми ребенка дошкольного возраста. Рождается осознание важности полового воспитания детей дошкольного возраста с целью развития личности ребенка.

До конца 80-х годов прошлого века в нашем обществе существовала педагогическая мысль, что половое воспитание - составная часть общего процесса воспитательной работы школы и семьи, которая обеспечивает правильное половое развитие детей и молодежи с моральной, физической, умственной и эстетической точек зрения. О половом воспитании дошкольников даже речь не шла.

Половое воспитание является частью общего процесса воспитательной работы. Оно включает в себя два компонента: половое просвещение и непосредственно половое воспитание, которое, является воспитанием отношения человека одного пола к другому и связанными с этим сложными навыками поведения и самоконтроля.

Под половым просвещением следует понимать сообщение детям определенных правильных знаний о размножении живых существ. Предоставление детям в допустимом контексте знаний по половым вопросам необходимо начинать с дошкольного возраста, когда у ребенка появляются вопросы на половую тему.

Украине посчастливилось избежать грубых ошибок Швеции и России и отказаться от попыток опасного экспериментирования в образовательных учреждениях Научные публикации в Украине по теме сексуальное и семейное воспитание отличаются взвешенностью и умной осторожностью выводов и предложений, отсутствием радикализма и необоснованных призывов.

В 1996 году научные работники, учителя-практики на страницах первого в Украине на эту тематику сборника работ «Воспитателю о психологии и педагогике сексуального развития ребенка» познакомили широкую педагогическую общественность со своими взглядами на проблему детской сексуальности и полоролевого формирования личности.

Со страниц этой научной монографии практических педагогических работников призывали в доступной форме начать разговор с родителями и дошкольниками о естественных вещах, о собственном теле и законах его функционирования. Говорить взвешенно, культурно, терпеливо; в контексте духовно-морального, а не физиологического развития; ради формирования у растущей личности здорового мировосприятия.

Понятно, что педагогу, берущемуся за половое воспитание дошкольников придется преодолевать определенные когнитивные (познавательные), психологические барьеры, выявлять такт, гибкость и деликатность. Невзирая на неоднозначное отношение к этой проблеме в науке и общественном мнении, отворачиваться от нее не следует, поскольку это является одной из тенденций развития современной цивилизации. В половом воспитании дошкольников следует делать акцент на принципе гендерного паритета - равной общественной ценности мужчин и женщин, равных правах и обязанностях, равной ответственности в семье, обществе и друг перед другом. Также сегодня актуальна идея воспитания детей на принципах андрогинии - сочетания в индивиде женских (феминних) и мужских (маскулинних) социальных свойств, что предусматривает помощь ребенку в осознании и принятии своей половой принадлежности, овладение и реализацию соответствующих ей социальных ролей, а также овладение социальными ролями, не обусловленными половой принадлежностью ребенка. Подробнее об этом можно прочитать в статьях Гендер — это вам не секс и Узнай свой гендер. Опросник Сандры Бем

Сформулирована научная позиция относительно необходимости полового воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, дело осталось за воплощением в практику научных тезисов.

Все умные взрослые понимают, что на всякий случай заниматься половым просвещением дошкольников не годится.  В статье Что и как отвечать родителям на половые вопросы детей внимание родителей обращалось на то, что в возрасте около трех лет ребенка интересует вопрос, с которым он обращается по большей части к матери: «Мама, откуда я взялся?» Если же ребенок до четырех-пяти лет не обращается к близким родственникам с вопросами на половую тему, это не значит, что такие мысли ему даже в голову не приходят, как считают большинство родителей, которые "не удостоились" подобных вопросов. Скорее всего, что у ребенка создалось впечатление (желали этого родители или это случилось случайно) что эта тема запрещена. Родителям стоит быть внимательнее во время общения с ребенком, потому что он может поставить непрямой вопрос или только намекнуть или пошутить на эту тему, чтобы проверить реакцию взрослых.

Родителям следует правдиво и понятно ответить ребенку на этот и другие половые вопросы, потому что на все детские вопросы непременно надо отвечать. Конечно, этот процесс слишком индивидуален. Иногда бывает, что один ребенок не успокоится, пока не получит более подробного ответа на свой вопрос, а другому, такого же возраста, достаточно дать скорее поверхностный ответ на тот же вопрос. Все будет зависеть от того, каким является ребенок по уровню развития и воспитанности, что именно он спросил и как спросил. Был этот вопрос случайным или он возник как результат навязчивой, неотступной заинтересованности.

Конечно, в нормальных, морально здоровых семьях, взаимоотношения между детьми и родителями строятся на духовном единстве взрослых и детей, на чувстве взаимной любви и симпатии. Спрашивается, кто же, как ни близкий человек - отец, мать, бабушка или дедушка - может в интимной, доверительной беседе ответить все-все-все на вопрос малыша: «Где я был, когда меня не было?» Спокойно и без натиска посоветовать, а если нужно, то и помочь познакомиться с соответствующей детской литературой. Как в информационном потоке определить что необходимое, а что лишнее. Рассмотрев литературу, предназначенную для семейного чтения с дошкольниками и младшими школьниками, следует отметить, что среди всех этих книжек есть достаточно неоднозначные экземпляры.

Откуда я взялся? Питер МэйлПроизводители или авторы некоторых изданий заверяют, что "не закомплексованные" родители не будут стесняться, если будут обсуждать щепетильные вопросы пола и рождаемости детей с малышами, пользуясь их материалами. Хотя, откровенно говоря, берем под сомнение это суждение.

Звідки я знайшовся? Питер МейлМы не стали экспериментировать на детях, чтобы подтвердить или опровергнуть утверждение кандидата психологических наук М. Савчина о том, что издание, на обратной стороне обложки которого размещена его вступительная статья, призвано «парализовать или хоть ослабить губительное влияние на психику детей» низкопробных фильмов, литературы и периодики. По мнению родителей воспитанников экспериментальных дошкольных образовательных учреждений, книга написанная Питером Мейлом «Откуда я взялся?», переведенная на украинский язык, иллюстрированная Г. Кузнецовым и вышедшая под названием "Звідки я знайшовся?" может пагубно повлиять на психику дошкольника, если попадет ему на глаза.

Странная штука интернет. Книгу Питера Мэйла можно скачать бесплатно и без регистрации, но не стоит читать и показывать детям. А вот книгу Ольги Шелопухо с одноименным названием, которая, на мой взгляд, на вопрос 4-6 летнего ребенка «Откуда я взялся?» дает лучший ответ, найти сложно.

Откуда я взялся? Ольга ШелопухоВ рубрике Секрет, постоянные читатели блога могут бесплатно скачать книгу Ольги Шелопухо "Откуда я взялся?" для совместного чтения со своим ребенком.

Для украинских педагогов-дошкольников я перевела эту замечательную книгу на украинский язык, дополнила ее дидактическими играми и заданиями для работы с группой старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения и включила в авторское методическое пособие «Статеве виховання з народження до 10 років». Это пособие так же можно бесплатно скачать в рубрике Секрет.

В рамках этой статьи мы рассмотрели две книги, авторы которых сделали попытки ответить на естественный вопрос дошкольника «Откуда я взялся?». На самом деле такой литературы существует гораздо больше. О ней в следующих публикациях.

После длительных раздумий, я решила предоставить для постоянных читателей блога  и, критикуемую мною книгу Питера Мэйла "Откуда я взялся?",  в рубрике Секрет, чтобы вы, уважаемые читатели, самостоятельно смогли сделать выбор и принять участие в предлагаемом ниже опросе.

Я выбираю для полового воспитания дошкольников книгу

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Если вам понравилась публикация, дайте о ней знать своим друзьям из социальных сетей, кликнув по кнопкам, расположенным ниже.

Ещё можно почитать:


Запись опубликована в рубрике Детская с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

13 комментариев на «Половое воспитание дошкольников. Откуда берутся дети?»

  1. Мария говорит:

    Чем лучше ребенок будет осведомлен о том, откуда он взялся, тем спокойнее он будет себя вести, касаемо этих вопросов и не только. Моя мама ознакомила меня с этими вопросами в возрасте 11 лет, она села со мной, открыла соответствующую книжку и рассказал все, как есть. Я никогда не смущалась и не смеялась слыша словосочетание «половое созревание». Своих детей я планирую ознакомить с вопросами полового созревания таким же способом.

  2. Милена говорит:

    Главное не упустить момент! Спасибо что подняли такую важную тему.
    Милена recently posted..Эффективные упражнения для талииMy Profile

  3. Ирина говорит:

    Лиечка, благодаря твоим работам педагоги просвещаются в сложных вопросах полового воспитания. Нужно иметь смелость и искреннее желание помочь нашим детям избежать проблем, которые могут возникнуть во взрослом возрасте из-за неправильного формирования у них сексуальной культуры. Нам — педагогам города Николаева повезло. Мы можем пообщаться с тобой вживую, ты даешь возможность входить в дисскусию, умеешь объяснить поведение ребенка, а главное — даешь рекомендации, что делать педагогу и родителям.
    Благодарим от всей души.

  4. Ольга говорит:

    Сейчас дети очень умные, нужно быть мудрым родителем чтобы все правильно объяснять своему ребенку.
    Ольга recently posted..Змея вязанная крючком.My Profile

  5. Madam Internet говорит:

    у вас мне много чего нравится. И я пишу о многом Но здесь оставляю ссылку на мой сайт «Дуся и бабуся» Давайте дружить!
    Madam Internet recently posted..Странная игрушка Дусины стишкиMy Profile

  6. Татьяна говорит:

    Действительно,тема очень серьозная и необходимая!когда я работала в саду-то сама пользовалась в работе с детьми книгой «Зв1дки я знайшовся».Считаю ее очень интересной и познавательной для деток и родителей.Надо начинать читать ее вместе с детьми,когда у них возникают эти вопросы:; «Откуда я взялся,где я былкогда меня не было и т.д. Родители должны говорить об этом спокойно и серьезно,рассматривая вместе с детьми примеры из живой природы.

  7. Ольга говорит:

    Очень важная тема! Особенно сейчас, когда дети «про это» знают уже в детсадовском возрасте! И слова даже подходящие подбирают 🙂
    Ольга recently posted..Планировка садового участкаMy Profile

  8. Екатерина Катина говорит:

    Согласна с Вами полностью — этот вопрос нельзя пускать на самотек! У себя на сайте даже сказку в недели две назад опубликовала та эту тему! Спасибо, у Вас очень жизненные материалы!
    Екатерина Катина recently posted..Родители и дети часть 2 как наказывать ребенкаMy Profile

  9. Татьяна говорит:

    Да уж, раньше знали только про капусту и аиста, а теперь все серьезно!!!
    Татьяна recently posted..Песенка-играMy Profile

    • Лия говорит:

      А как можно легкомысленно относиться к серьезной теме? В результате подобного отношения к половому воспитанию множество людей получили неадекватные половые представления, что привело к проблемам во взрослом возрасте. Ведь все мы родом из детства, когда происходит формирование сексуальной культуры или бескультурья. Тут уже кому-как повезет с родителями и воспитателями.
      Лия recently posted..Раннее обучение чтению. За и противMy Profile

  10. Оксана Ершова говорит:

    я за наше родное. Наши куда лучше импортных знают, как воспитывать детей 😉

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge