Половой вопрос в меняющемся мире

Половой вопрос со времён Библейских Адама и Евы остаётся актуальным при любой организации общества. Меня тоже не обошел научный интерес к этой проблеме. За семь лет научно-исследовательской экспериментальной работы по вопросам полового воспитания детей от рождения до 18 летнего возраста по этой теме изучено более 500 литературных источников научного, методического, публицистического плана, имеются собственные наработки: статьи, публичные выступления, обучающие пособия с грифом Министерства образования Украины. То есть мне есть чем поделиться с вами, уважаемые гости, по половому вопросу на страницах этого блога. Но давайте обо всем по порядку. 

Пол − понятия многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других.

С биологической точки зрения пол − это совокупность морфологических и физиологичных особенностей организма, которые обеспечивают половое размножение, суть которого сводится в конце концов к оплодотворению.

С медицинской точки зрения пол − принадлежность организмов или специальных клеток к одной из двух группам, которые отличаются между собой тем, что репродуктивный процесс происходит между представителями разных групп, однако не внутри данной группы.

В психологии пол рассматривается как совокупность определенной половой идентичности, то есть ощущение и осознание своей половой принадлежности и связанные с ней психосексуальные ориентации, система половых ролей, в ракурсе которых индивид различает критерии «мужественности» и «женственности», оценивает себя по этими критериям и претендует на соответствующую деятельность и социальный статус.

Пол с педагогической точки зрения − биосоциальная особенность человека. Биологическая − потому что обусловлена генными структурами, а социальная − поскольку ее проявления в поведении и действиях человека являются результатами формирования половых представлений в соответствии с воспитанием и влиянием социального окружения.

Все исследователи, которые брались за изучение пола человека оказывались в своеобразном тупике, пока не пришли к решению рассматривать пол в двух аспектах (sex и gender).

  • Sex − биологический пол − сексуальное развитие − многоуровневый процесс, в котором каждый период опирается на все предыдущие, и в то же время действует автономно от них. Это порождает большое количество индивидуальных вариаций, которые не могут быть только наследственными, или приобретенными в результате воспитания.
  • Gender − социальный пол − гендерное воспитание − процесс, направленный на формирование определенных черт, которые определяют необходимое обществу отношения человека к представителям другого пола и собственной половой принадлежности.

Поэтому в дальнейшем, когда мы будем рассматривать вопросы пола, обязательно будем уточнять о каком аспекте идёт речь о социальном или биологическом. А теперь немного истории полового вопроса.

На ранних этапах развития общества половые связи были стихийными и практически нерегулировались. По мере общественного развития в истории человечества половой вопрос постепенно набирал более определенные и более регламентированные формы. Это было, прежде всего, связано с вопросами наследования собственности и необходимостью четкого определения круга владельцев по родственному признаку. Таким образом, уже в давние времена сформировались установки в сфере полового поведения, которые надолго укоренились в общечеловеческом сознании. Нормы половых связей предусматривали общественно санкционированные ограничения на выбор сексуального партнера и регуляцию этих отношений в рамках института семьи. Охрана этих принципов вошла существенным компонентом в идеологию мировых религий.

Необходимые, с точки зрения общественной целесообразности, ограничения сексуальной активности породили крайние формы идеологических, этичных и бытовых установок. Согласно ним, сексуальные контакты целесообразны лишь для продолжения рода и только в этом качестве терпимы и приемлемы. Половое влечение рассматривалось как продиктованное низменными животными инстинктами и заслуживало подавления. Религиозная мораль проповедовала как путь к совершенству духа − усмирения «плотских желаний», которое проявилось в крайней форме апологии − чрезмерного восхваления аскетизма.

Преемственность этих принципов в практике полового воспитания на протяжении длительного времени воплощалась в охранительно-запретительных воспитательных воздействиях. Информация о половых отношениях расценивалась как безусловно вредная для подрастающего поколения. Элементарные сведения о детородной функции, о половом взаимодействии молодые люди должны были получить от родителей незадолго до вступления в брак.

В средневековье образ ребенка был неоднозначным. С одной стороны, дитя считалось воплощением чистоты и невинности, а с другой − из-за сельского уклада и повседневного участия детей в жизни взрослых, их нельзя было уберечь от сексуальных впечатлений. Но никто, за исключением, разве что монахов, и не пытался этого делать. Например, к проявлению сексуальности у мальчиков взрослые относились снисходительно. Мастурбация считалась безвредным детским грехом, а юность − возрастом, когда физически невозможно подавить свои сексуальные желания.

В Европе резкой границей понимания сути полового воспитания стал семнадцатый век. Провозглашая принципы строгого контроля над поведением и ощущениями ребенка, родители стремились полностью защитить его от половых вопросов, даже от возможности видеть собственное обнаженное тело. В обиходе начали появляться такие «творения» человеческой мысли, как замки против мастурбаций, «пояса верности». И если в начале семнадцатого века родители и другие взрослые не только свободно обсуждали при детях вопрос пола, но и не видели ничего плохого в том, чтобы мальчику «поиграть» со своим половым членом, доводя его до эрекции, то уже в середине века взгляды на половое поведение детей стали диаметрально противоположными. В дворянских семьях, например, начали отделять детей от взрослых, что привело к отчужденности между родителями и их детьми. А заботу о детях доверили специально приставленным воспитателям. К тому же разделение детей на мальчиков и девочек стало жестче, и появился запрет на детскую наготу. Даже укладываться спать детям приказывали так, чтобы, подойдя к кровати, они не имели возможности разглядеть формы тела и распознать половые признаки.

В восемнадцатом веке утвердилась мысль, что онанизм − опасная болезнь. Считалось, что онанизм порождает безумие и моральную деградацию. В доказательство своей теории врачи приводили примеры мастурбации психически больных, то есть неверно толковали явление, путая, как это часто происходит, причину и следствие. Но действительно не мастурбация была причиной душевной болезни, а душевная болезнь «стирала» нормы общественной морали и делала допустимым неприличное поведение в присутствии посторонних людей.

Различное отношение к интимным проявлениям имело место в разные времена. Запрещения на физиологическиеские акты были сравнительно редки, наоборот − половой акт в присутствии или с помощью слуг и рабов считался полностью естественным в разных культурах. А короли и другие вельможные сановники в эпоху «мушкетеров и придворных дам» считали полностью приличным не только есть в присутствии верноподданных, но и сидеть на горшке перед ними.

Люди в те времена были настолько запуганы последствиями онанизма, что в борьбе с «детским грехом» применяли даже кастрацию. В романе Максима Горького «Дело Артамоновых» есть эпизод начала прошлого века, когда мастурбирующий посторонний мальчик был убит ударом сапога, чтобы «эта зараза не распространилась на наших детей». В то же время, по свидетельству другого известного писателя − Марка Твена, церковь не только активно выступала против подростковой мастурбации, вынуждая регулярно исповедаться в этом «грехе», но и сама становилась непроизвольным инициатором детской мастурбации. Мальчики специально искали и находили в Библии места с сексуальным содержанием, от чего возбуждались и мастурбировали.

На грани XIX − XX веков значительное изменение по поводу проблем пола и полового воспитания случилось под воздействием учения Зигмунда Фрейда. Идеи Фрейда о сексуально детерминированной окрашенности практически всех проявлений активности человека сначала были встречены общественностью с возмущением. Однако достаточно быстро на смену отторжению пришел интерес, а потом и энтузиазм относительно психоаналитической трактовки природы личности. Под воздействием этих идей постепенно была пересмотрена охранительно-запретительная тактика полового воспитания.

Половой вопрос в советской педагогике носил противоречивый характер. В первые годы советской власти энтузиазм по поводу освобождения от многовековых ограничений вылился в открытую проповедь «новой половой морали», а точнее − полного устранения ограничений в сексуальной сфере. Общество достаточно быстро оценило деструктивный характер этой тенденции, что привело к противоположной крайности.

В основу концепции полового воспитания в советской педагогике легли идеи известного педагога А. Б Залкинда, который увлекался идеями Фрейда и пытался впоследствии соединить их с постулатами марксистской идеологии. В итоге сформировался и закрепился некий набор педагогических догм:

  • Половые потребности и половое влечение − проявления одной из низменных пластов человеческой натуры и потому нуждаются в жесткой регуляции и управлении.
  • Общество имеет право строго регламентировать даже индивидуальное поведение вплоть до выбора партнера.
  • Сексуальным партнером для женщины может выступать исключительно мужчина.
  • До момента вступления в брак все проявления сексуальности должны быть подавлены.
  • Стихийно возникающие половые потребности растущего организма следует с помощью жесткого педагогического воздействия переориентировать в русло социально приемлемой деятельности.

Работы советских педагогов по проблемам полового воспитания долгие годы сводились к проповеди творческой активности и спортивных занятий как «заменителей» полового поведения. На протяжении десятилетий педагогика оставалась по существу «бесполой»: не брались во внимание особенности психосексуального развития детей и связанные с полом характеристики формирования личности; половое образование сводилось к привитию гигиенических навыков и запугиванию негативными последствиями внебрачной половой жизни. Познакомьтесь с образцом «полового воспитания» той эпохи:

Один из моих любимых педагогов-классиков − А.С. Макаренко, которого иногда представляют противником полового воспитания, приводя в доказательство вырванные из контекста его работ фразы, сформулировал основной принцип полового воспитания: «Как и во всей своей жизни, так и в жизни половой, человек не может забывать о том, что он является членом общества… И в половой сфере эта общественная нравственность предъявляет каждому гражданину определенные требования… Она требует, чтобы половая жизнь человека, каждого мужчины и каждой женщины, находились в постоянном отношении к двум областям жизни: к семье и к любви… Отсюда ясные цели полового воспитания. Мы должны так воспитывать наших детей, чтобы они только по-любови могли наслаждаться половой жизнью и, чтобы свою страсть, свою любовь и свое счастье они реализовывали в семье».

Начиная с середины 60-х годов усиливается внимание к семье, выполнению ею своих социальных функций, а с начала 70-х годов становится очевидной необходимость серьезной научной разработки проблем семьи, пола и сексуальности. Основные положения этого нового этапа сформулированы Игорем Семёновичем Коном, который подчеркнул существование ряда объективных условий изменения моральных норм: увеличения разрыва между половым и социальным дозреванием, урбанизация, уменьшение удельного веса семьи, как фактора социализации, кризис двойного стандарта, наивность представлений о «естественных» нормах сексуальной морали и необходимость системной разработки проблем пола и сексуальности для педагогики. Однако деятельность Игоря Кона, относительно развития науки сексологии, постоянно встречала сопротивление. Автобиографическое свидетельство из его официального письма, написанного 1 января 1984 года директору Института этнографии академику Ю.В. Бромлею, предоставляют ясную картину непринятия в советские времена научных исследований, связанных с половым вопросом: «Мне очень жаль, что такая серьезная, нуждающуюся в огромном труде попытка преодолеть многолетнее глубокое отставание отечественной науки в одном из фундаментальных, тех, которые имеют большое практическое и общекультурное значение разделов человековедения, поддержанная ведущими советскими учеными многих специальностей и высоко оцененная за рубежом, разбилась о некомпетентность, безразличие и ханжество». Даже сегодня, после ухода в 2011 году учёного из жизни, продолжаются «пляски на костях» и критика его трудов. Но ищущие люди всегда делают выводы самостоятельно. В интернете пока ещё есть персональный сайт Игоря Кона, где непредвзятый читатель сможет прочитать его работы и составить своё собственное представление об этом человеке и его вкладе в науку.

Половой вопрос настолько многогранен и обширен, что в рамках одной публикации не возможно раскрыть все его нюансы. А сейчас посмотрите ролик об урегулировании ситуации по половому вопросу в феврале этого года в Санкт-Петербурге. В нём отразились современные европейские веяния, которые ещё с десяток лет тому были бы просто не реальны. О современных тенденциях в половом вопросе в следующих статьях.

Оставляйте свою точку зрения по половому вопросу в комментариях к этой статье и не забудьте кликнуть на кнопки соцсетей, если хотите поделиться информацией, изложенной в этой публикации, на своих страницах.

Ещё можно почитать:


Запись опубликована в рубрике Кабинет с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

12 комментариев на «Половой вопрос в меняющемся мире»

  1. Надежда говорит:

    у Вас хороший блог, успехов в дальнейшем его развитии! 🙂

  2. Никита говорит:

    неужели правда???мне всегда казалось, что спорт наоборот повышает всякие либидо. Я анаболик давно пью, но больше для общего тонуса и для спортивных успехов – ну мыщцы там, все такое. Эффект нравится, побочек никаких не наблюдаю.

  3. Лена говорит:

    Статья очень нужная. Наша страна всегда была страной контрастов. То кричали о том, что «у нас в стране секса нет», то, как сейчас, от реклам с голыми тетками не продохнуть. А «12 половых заповедей мирового пролетариата» — это вообще плод восполенного мозга. Присоединяюсь к мнению православных священников о том, что педафилов нужно изолировать из социума, вплоть до лишения их жизни. В Вашей статье,Лия, содержится много поучительной информации о том, каким образом говорить правду детям о вопросах полового воспитания. И еще хотелось бы иметь какую-нибудь художественную литературу для малышей. Спасибо Вам.

  4. Иван говорит:

    Спасибо за познавательную информацию. Отличный блог, ставлю в закладки.Желаю успеха.

  5. Ирина говорит:

    Очнь познавательно, спасибо! Ждем практических советов )) Наш деть еще вопросов не задает, так что как раз овладеем сперва теорией )))

  6. Сергей Рябоконь говорит:

    Лия, очень основательно прошлись по половому вопросу. Интересная статья, очень понравилась. Свой сайт не забрасываю, все еще впереди! Маленький тайм — аут. Сейчас на тренинге, одновременно по созданию интернет магазина с ноля, и тоже на продвинутом буду продолжать от 500 до 1000. Будем развиваться чего и всем желаю.

  7. Борис Власенко говорит:

    Да, уж. Тонкий вопрос. У меня как раз ребенок начал вопросы задавать, да подробности требовать. Куда-то дел полноценную книгу по этому вопросу. Придется самому всё рассказывать. Я склонен все рассказать, как есть. Пока, только не составил план рассказа. Многое он знает, но просит подробностей. По-моему, если я сейчас расскажу (спокойно и без дурацкого стыда), то это повлияет на его отношение к сексу в дальнейшем. В том числе и спокойное отношение к мастурбации. Проблемы пыталась создать «православная» теща, пытавшаяся привить мальчику в 3.5 года отвращение и стыд перед половыми органами, из-за чего у него появился нездоровый интерес. Я эти попытки жестко пресек и теперь всё нормально, вроде бы.
    Но в статье я вижу много исторической информации, но очень мало практической. Мне, как отцу и мужу, всё равно в каком году кто когда куда кого. Мне важно понять, как рассказать всё, но при этом не нарушить закон (черт бы его побрал) и не шагнуть в потные объятия ЛБГТ-активистов.

    • Лия говорит:

      Борис, я этому тонкому вопросу посвятила 7 лет научной деятельности, так что представьте, мне есть чем поделиться и с практической точки зрения в половом воспитании детей! Просто невозможно выложить всю инфу сразу. Подписывайтесь на обновления, что б быть в курсе всех материалов сайта и того, что сюда не попадёт)))

  8. Егорова Таисия говорит:

    Вот смотрю я на сегодняшние сексуальные тенденции и даже моду на сексуальные отношения. И вижу эффект «бесполого» прошлого. Жду следующей статьи. Очень интересно будет почитать.

    • Лия говорит:

      О, Таисия! Половое воспитание — мой научный «конёк». Мне ещё много есть о чём рассказать в этом направлении)))

  9. Виктория говорит:

    Актуальная тема. Содержательная статья. Наши родители стыдились подобных вопросов. Информацию приходилось добывать где угодно, только не в семье. Может сейчас хоть что-то изменится!

    • Лия говорит:

      Конечно, семья первый источник информации для ребёнка, а что ещё важнее — пространство формирования взглядов и убеждений маленького члена общества. Половое воспитание ребёнка — такой же важный аспект воспитания как и умственное, физическое, эстетическое и другие направления. Кажется в обществе начинает формироваться осознание этого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge