Психологическое сопровождение развития творчества в раннем возрасте

малювання 4Готовлюсь к работе в обучающем он-лайн курсе для педагогов раннего развития: "Раннее развитие от А до Я".

На моём занятии, посвящённом вопросам развития творчества в раннем возрасте в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), предполагается рассмотреть следующие вопросы:

1. Научное обоснование и методические рекомендации по организации продуктивних видов деятельности в раннем возрасте.
2. Активизация спонтанной деятельности – практические навыки проведения изобразительных занятий с малышами.
3. Психологическое сопровождение развития творчества в раннем возрасте.Хотя занимаюсь этой темой с 1996 года, имею педагогическое и психологическое образование, в 2005 защитила диссертацию по раннему возрасту, соседство в баннере с уважаемыми и знаменитыми коллегами обязывает тщательной подготовки, современных практических знаний и умений по теме.

12087097_917703514988923_4460669043002395524_o

В профессиональной деятельности руководствуюсь словами Джона Гриндера и Ричарда Бендлера прочитанными лет 20 назад в их книге "Из лягушек в принцы": "Если скрываясь под маской профессионализма вы не будете совершенствовать свои навыки и экспериментировать, я думаю, что вы пропустите свой шанс, и профессионализм станет для вас средством ограничивать себя."

В своих научных и методических работах во время встреч с воспитателями практиками активно пропагандирую принципы работы с детьми, построенные на учете природных закономерностей развития детской психики.

К. Д. Ушинский два столетия назад утверждал: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях". Современный воспитатель, не знающий детской педагогики, педагог позавчерашнего дня.

А знаете ли вы, уважаемые взрослые, как психологическое сопровождение влияет на развитие творчества в раннем возрасте?

Т. И. Пониманская в учебнике по дошкольной педагогике отмечает "Развитие - это постоянный процесс количественных и качественных изменений природных и социальных сторон личности, трансформация строения и функций организма, появление новых качеств в сознании, совершенствование различных видов деятельности."

Без правильного психологического подхода к организации занятий изобразительной деятельностью с детьми раннего возраста может превратиться из творческого процесса, приносящего радость в нудную обязаловку для взрослых и малышей. В нашем понимании термин "занятие" существует для педагога, занятие для воспитателя продолжается всё его рабочее время. Для детей раннего возраста занятие не должно становиться уроком школьного типа, или же аналогом занятия для старших дошкольников. Обучение детей этого возраста происходит в совместной с воспитателем увлекательной деятельности и общении.

Программа учебно-воспитательной работы должна быть для воспитателя не догмой, а руководством к действию. Основательница первых дошкольный учреждений в Украине София Русова  отмечала:"... Ни в каком детском саду не может быть и не нужно постоянной программы, так как все занятия должны соответствовать интересу и настроению детей".  А мы добавим - социальным событиям и времени года.

План учебно-воспитательной работы воспитателя с детьми должен быть гибким и подвижным. Из запланированного выполняется до 60%. Остальные - 40% - изменения, коррективы, которые вносит в планирование жизнь.

Стиль взаимодействия педагога с ребенком: требовательная доброжелательность. С одной стороны ребенок должен иметь уверенность в том, что его понимают и принимают всегда и таким, какой он есть; с другой стороны существуют неукоснительные правила, которыми должен овладеть ребенок, чтобы жить в группе сверстников. Это система приемов воздействия на детей, которые не подавляют достоинство ребенка, но и не воспитывают из него маленького монстра.

Воспитателям необходимо обращаясь к детям, избавляться от глагольных форм повелительного наклонения, учиться употреблять глаголы в настоящем, а не прошедшем времени. Заменить косвенные приказы-обращения («встали», «подошли ко мне», «сели»), обращениями конкретными («встаньте», «подойдите ко мне», «садитесь»).

В общении с детьми должно быть преимущество позитивных личностно ориентированных контактов между педагогом и каждым ребенком: взгляд глаза в глаза, заинтересованное слушание, тактильные контакты: объятия, поглаживания, прикосновения, речевые реагирования.

Отношение к детским ошибкам должно быть спокойное без осуждения, без раздражения и упреков. Исправление ошибки без заострения внимания ребенка на ней.  Отношение к нежелательному поведению: осуждение, но поведения, а не ребенка. Отказ от ярлыков и стереотипов в обращениях к детям.

Мы убеждены, что ребенок хочет быть послушным и хорошим в глазах значимых для него взрослых, но одного желания мало, у ребенка это не всегда получается, ведь хорошему поведению также нужно учиться. Мария Монтессори выделяет три периода развития послушания:
1. внутренняя дезорганизация - ребенок не подчиняется взрослому;
2. хочет, но не может, не умеет;
3. подчиняется с радостью.

Педагог, который является старшим товарищем малыша, постоянно подтягивает его на более высокую ступень социального взаимодействия, путем присоединения к внутреннему миру ребенка.

Создание условий для развития всех потенциальных возможностей ребенка, поощрение творческих проявлений, поддержка внутреннего влечения ребенка к развитию во всех сферах: сенсорика, моторика, речь.

«Повторение – мать учения». Мы понимаем эту поговорку не в том смысле, что если хочешь чтобы малыш что-то выучил, с ним это надо как можно чаще повторять. Напротив, если материал, который, по мнению взрослого должен быть усвоен ребенком, не заинтересует малыша, то как бы часто и долго взрослой его не повторял, запоминание ребенком этой информации будет сомнительным. Зачастую, срабатывает защитный психологический механизм – сенсорная депривация – невосприимчивость к однообразной надоедливой информации. Эффективным повторение будет лишь тогда, когда инициатива повторения информации будет исходить от ребенка. Ребенок должен сам захотеть воспринять, а затем воспроизвести информацию, а педагогу в этом случае надо набраться терпения и не потушить детской заинтересованности опрометчивой репликой, взглядом, движением.

Содружество педагога с детьми: отказаться от чувства обладателя, владельца ребенка. Исключить из практики работы манипулирование детьми. Развивать и поддерживать детскую компетентность. Серьезное отношение к детским предложениям, обращениям, просьбам. Направление их в социально принятое русло.

Ещё можно почитать:


Запись опубликована в рубрике Детская, Кабинет. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Психологическое сопровождение развития творчества в раннем возрасте»

  1. Дмитрий говорит:

    Правильные мысли, но вот в жизни у педагогов и родителей часто иначе получается…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge