Раннее обучение чтению. За и против

Раннее чтение. За и противВ цикле статей на эту тематику я постараюсь убедить вас, дорогие родители и педагоги-дошкольники, что обучение детей чтению в дошкольном возрасте может стать увлекательным и полезным занятием для взрослых и детей.

Для начала давайте разберемся, что следует понимать под ранним обучением чтению. Рано это когда? И с какого возраста в самый раз? Следующие вопросы, касающиеся этой темы: каким образом обучать чтению маленьких детей? И кто это может делать?

По нормативным документам чтению ребенка должна обучить начальная школа. В статье Первый раз в первый класс можно бесплатно скачать государственные документы начальной школы (Украина). Даже с введением в Украине обязательного дошкольного образования программы предусматривают в старшем дошкольном возрасте подготовительную работу к обучению чтению, которая заключается в развитии у детей фонематического слуха и умений выделять в потоке речи предложения, слова, звуки. Но никак не само слитное чтение. На странице Дошкольное образование в Украине размещены государственные документы по дошкольному образованию, которые можно скачать бесплатного и в которых об этом четко написано.

Вспоминаю веселую историю, произошедшую недавно в одном из городских детских садов. Одна очень ретивая бабушка устроила в кабинете заведующей детским садом в начале октября этого года скандал на тему: «Месяц прошел как мой внук ходит в детский сад, а читать его так никто и не начал учить! Нам что переходить в другой садик?» Угадайте сколько лет было внуку, об обучении которого чтению так волновалась бабушка? Четыре года!!!

Напоминаю, уважаемые родители – обучение детей чтению не является задачей детского сада. Но, лично вам это никто не запрещает делать. Обучайте своего малыша читать с любого возраста! А о том, как это сделать грамотно я давайте поговорим. Сразу хочу заметить, что водить малыша в школы раннего развития и платить сомнительным специалистам за то, что вы можете сделать сами, не советую.

Воспитатели в детских садах владеют методикой подготовки ребенка к чтению, которую начинают использовать в работе с детьми шестого года жизни. Раньше в условиях массового дошкольного обучающего учреждения с переполненными детьми группами это просто нереально сделать.

Далее, хочу заметить, что все предлагаемые методики по раннему обучению чтению дошкольников, о которых я расскажу на страницах этого блога были использованы мною на практике и в роли мамы и роли педагога, работающего в детском саду. Так что следите за публикациями и обещаю, что материал будет интересным и полезным.

В этой статье остановимся на вопросе: с какого возраста можно учить малыша читать и зачем это нужно?

У обучения раннему чтению есть сторонники и противники. Приведу аргументы сторонников и противников раннего обучения ребенка чтению с собственными комментариями.

Раннее обучение чтению. За и противАргументы приверженцев раннего обучения чтению:

  • Восприятие маленького ребенка свежо и активно впитывает все новое. Не захламлено различной информацией. Так что обучать чтению можно буквально «с пеленок», тогда этот процесс войдет в жизнь малыша легко и естественно. У него сформируется убеждение, что научился читать он САМ, а не его этому научили. Кстати, именно так произошло с моим собственным сыном.
  • В наш информационный век, умение читать становиться одним из важнейших умений. Чем раньше малыш приобретет его, тем увереннее будет себя чувствовать не только в обществе сверстников и взрослых, но и в информационном потоке. Он сможет самостоятельно получать знания из печатных источников информации. Мой сын в шесть лет с удовольствием читал детскую классику Николая Носова «Незнайка», Александра Волкова «Волшебник изумрудного города», Клайва Люьиса «Хроники Нарнии» и многие другие.
  • Когда ребенок, не умеющий читать, идет в школу, обучение чтению становится для него сложной задачей. Потому что кроме приобретения этого умения ему нужно научиться в школе многим другим вещам. Малыш, умеющий читать, легче адаптируется к коллективу сверстников и контактирует с учителем. Можно уделить больше внимания другим важным школьным делам. Вот с этой позицией как раз у моего сына не очень-то сложилось. Нет, с друзьями у него никогда проблем не было, а вот учительница его умения читать никак не оценила и не хотела признавать. В первом классе при проверке техники чтения по пятибалльной системе сын получил четверку за то, что прочитал 102 слова за отпущенное время вместо положенных 54. Сейчас я понимаю, что учительница, у которой он учился, была противницей раннего обучения чтению и просто не знала, как заинтересовать бегло читающего ребенка на уроках, предполагающих изучение букв и складывание их в слоги и слова. К сожалению такая ситуация и сегодня не является исключением в массовой начальной школе.

Раннее обучение чтениюАргументы противников раннего обучения чтению детей:

  • Если в школу приходит ребенок умеющий читать – ему становится неинтересно на уроках чтения и он начинает шалить и отвлекать от процесса обучения своих одноклассников. Вероятно так и произошло у моего сына и в начальной школе он приобрел репутацию умного, но шаловливого ребенка. Не думаю, что если бы он не умел читать, его поведение было бы кардинально противоположным. Школьных трудностей в начальной школе нам и без того хватало. Представляю если бы на этом фоне он не был прекрасным для своего возраста читателем и математиком, сколько бы еще проблем свалилось бы.
  • В наш информационный век, ребенок рано научившийся читать может прочитать что-нибудь такое, что ему не следует читать. Узнает информацию, которую ему неположено знать. Но тут, я считаю, все зависит от общего родительского воспитания, от семейных ценностей и привития ребенку с младых ногтей культуры чтения. Ведь отбор книг для чтения ребенка в дошкольном детстве и формирование читательского вкуса напрямую зависит от родителей малыша.
  • Обучение чтению ребенка – сложный процесс, требующий того, что бы им занимались специально обученные специалисты. Если за дело берется не знающий как это делать и не умеющий этого делать человек, он принесет больше вреда, чем пользы и самому процессу обучения и ребенку, которого он взялся обучать. Соглашусь с этим аргументом, но замечу, что сегодня любой пользователь интернета может легко найти эту информацию – как правильно построить процесс обучения чтению дошкольника. Я со своей стороны постараюсь облегчить вам этот момент.

В рубрике-комнате Секрет я же начала собирать для своих постоянных читателей профессиональную литературу о том, как сделать процесс обучения чтению ребенка-дошкольника успешным. Как научить малыша читать без принуждения и с удовольствием. Напоминаю, что бы стать постоянным читателем нужно подписаться на новости сайта в лиловой форме справа от статьи, введя в форму свое  имя и электронный почтовый адрес. И не забудьте в своем почтовом ящике подтвердить подписку, кликнув по ссылке, которая придет к вам с подписного сервера. В следующей статье я поделюсь с вами секретами как методически грамотно построить процесс обучения чтению ребенка с первого года его жизни.

Прочитав эту публикацию вы уже вероятно поняли, что я являюсь сторонницей раннего обучения чтению. А вы? Поделитесь пожалуйста своим мнением по этому вопросу в комментариях. И поучаствуйте в опросе: Раннее обучение чтению. За и против.

Раннее обучение чтению

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Своих друзей из социальных сетей вы можете пригласить к обсуждению этой темы, кликнув по кнопкам, расположенным ниже. До встреч на страницах блога.

Ещё можно почитать:


Запись опубликована в рубрике Детская с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

13 комментариев на «Раннее обучение чтению. За и против»

  1. Слава говорит:

    странные аргументы «против» приведены. На самом деле аргументы там совершенно другие. Они, скорее, из нейропсихологии детской. Ранее обучение чтению бессмысленно и, часто, даже вредно для большинства детей. Таким образом мамы реализуют свои амбиции и только. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому. Кроме того страдает «смысловое» чтение и «природная» грамотность. Дети со слабой ЦНС могут начать заикаться. ну и т.д. читайте детскую нейропсихологию там всё давно доказано научно

    • Лия говорит:

      Слава, спасибо за Ваш комментарий. Аргументы «против» приведены с бытовой точки зрения. Я знакома с детской нейропсихологией. Что бы не произошло того, о чём предупреждают физиологи и психологи обучение чтению должно иметь естественный характер. Я против натаскивания детей в чтении, но так же считаю не правильным искусственно тормозить естественный интерес ребёнка к этому действию, если он проявляется.
      Лия recently posted..Осознанное родительство — советы будущим родителямMy Profile

  2. Борислава говорит:

    Интересно, конечно. В избранное!

  3. Елена говорит:

    Я ЗА! Вреда от этого не вижу никакого.
    Вот расскажу для примера свою историю.
    Я даже не помню того времени, когда научилась читать. Т.к. это произошло очень рано.
    После воспаления легких в 2,5 годика меня отдали на некоторое время к бабушке, прадедушке и прабабушке в деревню. На свежий воздух. Мои любимые старики, чтобы мне было не скучно вечерами, вначале показывали мне кубики с буквами, потом писали слога и так, незаметно для себя, научили читать.
    Однажды родители приехали, а сижу уткнувшись в книгу. Родители засмеялись: «Такое ощущение, что она читает.» Бабушка ответила: «А она и читает.»
    Один, может быть минус , что я не очень долго читала вслух, а сразу перешла на чтение про себя ( я заметила, что так быстрее читаются любимые сказки). Поэтому, когда пришла в школу мне действительно не очень нравилось читать вслух. Все эти техники чтения и т.д. Я пыталась читать так же быстро, как и про себя и поэтому не всегда очень четко выговаривала слова. Но я быстро поняла, что и это надо и с техникой чтения тоже все было хорошо.
    И в школе мне не было скучно.
    А плюсов от раннего чтения очень много. Мне не надо было просить родителей почитать мне. Сама сказки себе читала.
    А вот у деток, которые пришли в школу плохо читающими трудности были. Это я точно помню. Так что учите малышей читать, дорогие родители, бабушки и дедушки. Только без строгости.
    Елена recently posted..Наталья Правдина о любви к себеMy Profile

  4. Наталья говорит:

    Я скорее сторонник раннего развития. Но все должно быть в меру. Мы со старшей дочкой занимались очень много. А в первом классе ей делать было совсем нечего. Уроки она выполняла на переменках. В результате, позже было тяжело. Т.к. она не привыкла работать. С младшей я занималась меньше. Ну и способности у нее по слабее. Ей было нормально учиться не очень легко, но и не сложно. Она настолько привыкла работать, что это до сих пор ей помогает. Ей сейчас 18.
    Наталья recently posted..Животные из бисера. Барашек.My Profile

  5. Марина говорит:

    Я тоже сторонник разумного раннего развития ребенка. Только вот опыта обучения чтению нет. Сыну 2 года. Буквы пишем, карточки смотрим, но заучивать его не заставляю. Уже много читала о том, что хоть дети и легко запоминают все буквы, но так же легко их забывают. Просто ребенок должен «созреть» и «осознать». А до этого буквы для него не отличаются от любых других картинок. Для меня вопрос с чтением вот в чем сложен: сама люблю читать, особенно обычные бумажные книги (хотя с ребенком это получается редко). А вот муж совсем ничего не читает, кроме рекламных листовок (к моему сожалению). Как в такой семье привить ребенку любовь к книгам и развить в нем интерес к чтению? Надеюсь ответ на мой вопрос прочитать в Ваших статьях.
    Марина recently posted..Чем заняться с ребенком на осенней прогулке?My Profile

  6. Ирина говорит:

    В полной мере согласна и с Лией, и с Оксаной. Но могу сказать, многолетняя практика показала, что довольно маленький процент рано читающих малышей полюбили чтение и стали впоследствии успешными учениками. Сегодня большей проблемой является именно фонетико-фонематическое развитие малышей, формирование умения строить правильные предложения, перессказывать прочитанное, описывать увиденное, рассказывать придуманное. Важно понять родителям, что чтение не должно быть самоцелью и научить читать ребенка в 5-6 лет грамотному специалисту очень легко, а вот сформировать мыслительно-речевые процессы даже сильному специалисту не легко. Спасибо, что Вы поднимаете эти вопросы.

    • Лия говорит:

      Да Ирина, к сожалению вы правы. Но думаю дело тут не в том, что детишки научились рано читать, а в том, что во обучение чтению проходило у деток без привития культуры читателя, интереса к самостоятельному получению информации. Да и вероятно много ошибок было допущено при самом обучении. Как этого избежать постараюсь рассказать в следующих публикациях.
      Лия recently posted..Секреты обучения чтению дошкольниковMy Profile

  7. rastihabadnik говорит:

    Не могу сказать, что именно УЧУ деток дома читать. Но стараюсь — когда это к месту — повторять с ними буквы, давать такие задания, где им приходится развивать этот навык. Например, прочесть название вывесок, пока мы ждем автобус, почитать младшему брату, пока я накрываю на стол… Старшие дети помогают друг другу заполнять дневник, пишут со мной список продуктов, которые надо купить, читают друг другу простые детские книжки (и даже переводят их на иврит), пробуют набирать тексты на компьютере. Летом дочка (сейчас она уже первоклашка) сделала сюрприз: на день рождения сестры придумала викторину и сама записала 2 листа вопросов! Правда, прочесть рукопись было уже не так легко:) А сын сам сделал книжку — с заданиями и вопросами.
    Чтение моих детей — в основном заслуга садика и школы. Я только поддерживаю результат:)А вот меня саму учили читать рано-в 4,5 я уже умела это делать. В сад не ходила — учила бабушка на манной каше. Я не хотела есть, а она рисовала буквы. собирала их в ложку и — прямо в раскрытый от удивления рот. Так и научилась))) В том же возрасте откопала свою мед. карточку, прочла слово беременность и долго приставала с вопросами — почти как на картинке к статье:)
    rastihabadnik recently posted..Нигун «Капелла Мителер Ребе»: приводим жизнь в порядокMy Profile

  8. Лидия говорит:

    Здравствуйте Лия, по хорошей традиции бизнес школы «Start-up» Вы получаете от меня Кубок Признания вашего сайта, получить награду Вы можете пройдя на мой сайт. Успехов вам и процветания.

  9. Бабушка Бабуня говорит:

    Я за! Считаю это в корне правильным! Только подход должен быть верным. Те, кому не дано чувствовать, как рано заинтересовать ребёнка, чтобы он как бы сам тянулся к впитыванию информации, следует подучиться в интернете. Есть очень хорошие материалы. А если у человека есть способности к не навязыванию, а лёгкому, приятному раннему обучению, пусть пользуется своими методами.
    Вот у меня, например, одна дочь умеет так доступно и мягко всё вложить в чей-то ум, что можно подумать, что она имеет несколько высших образований, а у неё это идёт изнутри, от души. А другая совершенно не умеет объяснить даже элементарного, хотя у неё два диплома.
    И ещё — обучение названиям букв и слогам мне ещё в моё детство не нравилось. Это ведь элементарная зубрёжка, от которой пользы либо мало, либо вовсе нету, а для некоторых — даже вред. Конечно, у многих деток это рано может отбить всякий интерес к учёбе.
    Бабушка Бабуня recently posted..Езда на мотоцикле — не женское это делоMy Profile

  10. Оксана Ершова говорит:

    Я за раннее развитие. И за — по возможности — раннее чтение.
    НО! Испытала это на собственной шкуре, так сказать: всему свое время. У каждого ребенка есть свои биологические часики. И пока не пробьет время — ребенок и не заговорит, и не начнет читать, писать и так далее. Мой сын буквы знал, ему еще двух лет не было. Я нарисовала буквы на листочках красиво и повесила над кроваткой. Он постепенно выучил все. А вот сложить буквы в слоги, а потом в слова у него долго не получалось! Начал читать в пять с половиной. Но от этого он не стал хуже, он не стал отсталым. Я сейчас думаю: даже если бы он начал читать в шесть или позже — это не сыграло бы существенной роли. Главное — внимание уделять своим детям, общаться с ними, беседовать, книжки читать. А все остальное постепенно приложится.

    • Лия говорит:

      Согласна с Вами Оксана, что всему свое время и что умение ребенка читать не свидетельствует о его гениальности. Но у процесса обучения чтению есть свои нюансы и закономерности: педагогические и психологические. Именно об этом и поговорим в следующих публикациях.
      Лия recently posted..Секретные новостиMy Profile

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge