Руланн Эрлинг. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга

Руланн Эрлинг. Как остановить травлю в школе: психология моббинга.Это иностранное слово «моббинг» я впервые услышала в разговоре с моей датской подругой. Она пояснила его значение в контексте пренебрежительного отношения коренного населения «даков» к эмигрантам, проживающим на их территории, проявляющееся в психологической травле людей, насмешках, издевательствах, надменном отношении к не коренному населению. Она же рассказала, что с подобным отношением  эмигрант может столкнуться не только на территории Дании, но и в любой из стран Западной Европы.

Вопрос подруги: «А что ты знаешь по этому поводу?» спровоцировал меня разобраться с терминологией и закономерностями такого явления, как моббинг.

Мое исследование показало, что за новым термином «моббинг» стоит старое понятие - непринятие, отвержение человека другими членами социальной группы, сопровождающееся психологическими (а в экстремальных случаях и физическими) нападками, издевательствами, игнорированием. Спектр довольно таки широкий - сюда входит все то, что дает человеку понять, что он не принимается группой. Кстати,    google выдал эквивалент слова "моббинг"- издевательства, запугивание, в переводе с норвежского языка, на котором была написана, предлагаемая сегодня вашему вниманию книга Руланн Эрлинг. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга.

Это понятие широко известно в производственной психологии, где под моббингом понимают систематические нападки, издевательства и дискриминацию, которые постоянно негативно влияют на профессиональную деятельность человека. О моббинге в трудовых коллективах много печатных и интернетных публикаций, поэтому не будем долго останавливаться на этой теме.

Бытует даже мнение, что моббинг на производстве придумали HR-консультанты (Human Resources, буквально − человеческие ресурсы), чтобы разводить работодателей на деньги. Человеку нормальному, вменяемому, который дружит с интеллектом, стать жертвой моббинга практически не грозит! А если недалекий, не может постоять за себя, его будут моббить всегда и везде, в школе, в магазине, на любой работе. Хотя и возражений этому аргументу достаточно: иногда моббят абсолютно нормальных людей, чья доброта и мягкость идут им в минус. А еще могут моббить за успехи, которые угнетателям недоступны; зачастую травлю начинают коллеги из зависти к успехам сотрудника.

Меня заинтересовали первопричины – откуда в трудовые коллективы приходят жертвы травли и преследователи? Почему моббинг дорос до межнациональных и этнических размеров? С эмоциональным насилием, как еще характеризуют моббинг, мы сталкиваемся с детства. Из памяти всплывают эпизоды из личной жизни и рассказы друзей и знакомых по этому поводу: травля одноклассника, пренебрежительное отношение к учителю. Дети не отстают от взрослых в проявлениях моббинга, к сожалению. Только детская травля может иметь гораздо более серьезные последствия: как для гонителей так и для жертв.

Современный известный американский психолог Барбара де Анджелис утверждает:

«Дети – сильные саженцы, которые вырастают в сады. То, что мы привьем в сознание и сердце ребенка, потом окажет воздействие на тысячи людей. Дети – наш шанс вырваться из порочного круга, сбросить цепи прошлого и сделать будущее лучше».

Какие секреты воспитания детей и в семье и в школе должны постигнуть взрослые, что бы с детства сформировать в сознании и душах нынешних детей неприятие к любым формам и типам проявления моббинга?

Руланн ЭрлингОказывается фундаментальное исследование по этой проблеме уже провел Эрлинг Георг Руланн (Erling Georg Roland) − автор многочисленных научных публикаций из Норвегии. Руланн Эрлинг родился в 1949 году, имеет педагогическое  образование, работал учителем,  в университете Осло изучил педагогику и социологию. В данное время - профессор специальной педагогики. Ведет научную и исследовательскую деятельность в Центре исследования поведения университета Ставангера, в частности, известен научным исследованием феномена моббинга (травли).

В своей книге «Как остановить травлю в школе: Психология моббинга» он приводит детальный обзор исследований, посвященных проблеме моббинга, анализирует психологическую природу травли, описывает ее виды. Но что самое ценное, в книге предлагается комплекс мер, направленных на предотвращение моббинга в детских коллективах и снижение уровня этого явления.

Автор предлагает родителями и школьному коллективу стратегии вмешательства, конкретные приемы и техники работы как с жертвами травли, так и с преследователями, обоснованно считая, что жизненные перспективы преследователей также, как и у жертв моббинга, хуже, чем у их ровесников. А главное, автор предлагает модель, позволяющую объединить все мероприятия в единую систему и создать в школе безопасное психологическое пространство.

Книга увлечет и будет полезной всем взрослым, ответственным за настоящее и будущее детей: родителям, педагогам, психологам.

Есть люди, считающие травлю (моббинг) в школе безобидным социальным явлением. Однако это не так. Детство − ценная часть жизни, во многом определяющая будущее. К счастью, многие из тех, кто в детстве испытал моббинг на себе, сохраняют здоровье и оптимизм; но все-таки раны заживают не до конца.

Вот что пишет автор:

«Моей целью было написать полезную практическую книгу, которую могут читать исследователи, учителя, родители, студенты и все, кто работает с детьми и молодежью.
«Психология моббинга» − это не только практическое пособие. Способность предупредить, заметить скрытое и вмешаться основывается на знании − знании игры, которая сопутствует травле, знании особенностей главных действующих лиц и наблюдателей; понимании роли взрослых и качества их взаимодействия. Я надеюсь, что теоретический материал, посвященный этим вопросам, и практические рекомендации, будут полезны моим коллегам, помогут в обучении студентов и станут источниками возникновения новых исследовательских идей.
В этой книге речь в основном идет о школе. Однако многое из того, что происходит в школе, происходит и в молодежных клубах, и во взрослых трудовых коллективах».

Бесплатно скачать избранные главы из книги Руланн Эрлинг. Как остановить травлю в школе: психология моббинга

Заказать и купить книгу можно на сайте издательства «Генезис».

А как сами дети видят проблему моббинга в школе? Смотрите об этом в ролике детского информационного агентства "CREATIV"  - "Страшный зверь по имени моббинг".

Ещё можно почитать:

Запись опубликована в рубрике Библиотека с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

9 комментариев на «Руланн Эрлинг. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга»

  1. А у нас в фирме слово моббинг используется для того, чтобы за счёт утрирования (мы любим заниматься моббингом) придать проблемам вхождения новичка в фирму по возможности добродушно- юмористический характер.
    Могу предположить, впрочем, что со стороны новичков это не всегда воспринимается так же весело ))
    Дмитрий с Буридо recently posted..Советы писателей по выбору книгиMy Profile

  2. Cardiff By The Sea говорит:

    Thanks for finally writing about > Руланн Эрлинг.
    Как остановить травлю в школе: Психология моббинга
    | Семейные секреты < Liked it!
    Cardiff By The Sea recently posted..seo Cardiff By The SeaMy Profile

  3. Герасим говорит:

    Интересно, конечно. В избранное!

  4. Олег говорит:

    Сын первоклассник и это явление в школе, безусловно, присутствует. Причем детки пошли такие, что учителям справиться с ними не просто. В наше время дисциплина была намного сильнее.
    Олег recently posted..RUSEOшник — конкурс на ruseo.netMy Profile

  5. Lada говорит:

    Тема серьёзная во все времена. Меня, к счастью, это не коснулось и детей моих тоже. Но помню, как ко мне однажды «прибилась» девочка, которую все обзывали: она хвостиком стала ходить со мной в школу и из школы, и от неё отстали. Мы ходили просто молча, практически ни о чём не разговаривая, но я видела, с какой радостью она всегда меня поджидала. Потом они, видимо, переехали. А я даже имени её не помню…
    Lada recently posted..Мера любви. Мысли вслух.My Profile

  6. Наталья говорит:

    Проблема действительно серьезная. Я сама была не от мира сего в школе. Но в силу того, что я не обращала внимание на то, как ко мне начинали относиться, до травли дело не доходило. Я училась хорошо, но не кичилась этим, и всегда помогала, если было нужным. Это дети ценят. В техникуме девчонки надо мной постоянно подтрунивали, т.к. мне были не интересны их взгляды и мировосприятие. Зато мальчишки всю жизнь являлись моими друзьями. Мне всегда было с ними легче.
    Наталья recently posted..Браслет из бисера. Малахитовый цветок.My Profile

  7. Мда, моббинг…
    не знала, что это так называется…
    это бывает страшно — тем более у детей. самое печальное, что ее практически невозможно остановить, когда уже началась.
    Алиса Алексеева recently posted..«Последние новости + пряники»My Profile

  8. Юлия говорит:

    Моббинг в школе отнюдь не безопасное социальное явление и влияние его как на преследователей, так и на жертв, а также на свидетелей происходящего могут быть непредсказуемыми и очень негативными. Поэтому так важно, что Вы об этом пишите. Скачала избранные главы из книги Ркслана Эрлинга. Спасибо, это полезно почитать каждому родителю.
    Юлия recently posted..Синдром Аспергера, аутизм, массовое убийствоMy Profile

  9. Ирина говорит:

    Здравствуйте,Лия!
    Ваш сайт мне очень понравился. Вы молодец! Интересно пишете статьи.
    С уважением,
    Ирина Воловик
    Skype: irenka77767

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge