Секреты обучения чтению дошкольников

Секреты обучения чтениюКак я и обещала в статье Раннее обучение чтению. За и против, сегодня поделюсь с вами, уважаемые гости, секретами обучения чтению дошкольников – детей до семилетнего возраста. У этого процесса есть педагогические и психологические тонкости и нюансы. Сегодня более детально остановимся на психологии этого процесса. В следующей статье познакомимся с популярными методиками обучения раннему чтению. 

И так, в вашей семье растет малыш и вы полны решимости научить его читать. В первую очередь задайте себе вопрос: с какой целью? Что движет лично Вами? Я знаю родителей, для которых читающий ребенок дошкольного возраста в семье – повод для гордости, для удовлетворения родительских амбиций: вот какой Я молодец! А мой (моя) уже умеет читать!

Если же Вы осознаете, что чтение в дошкольном возрасте – не свидетельство гениальности Вашего ребенка, а умение, позволяющее ему активно развиваться и идти в ногу со временем, тогда продолжайте чтение этой статьи. Это я о том, что обучение ребенка чтению никогда не нужно делать самоцелью, что предполагает страстное желание родителей получить результат как можно скорее и любыми средствами. Если Вы воспринимаете своего малыша в первую очередь как личность, то для Вас на первом месте будет желание помочь ему приобрести это умение в индивидуальном для него темпе и ритме. Известный афоризм: всему свое время, в деле обучения детей чему угодно, и чтению в том числе, является жизненно важным.

Первый секрет обучения чтению дошкольников заключается в том, что обучение за которое вы беретесь, должно быть для ребенка желанным. А чего хотят все дети дошкольного возраста? Играть и общаться со своими родителями. То есть, для обучения чтению нужно подбирать игровые методы. Они уже существуют. Просто нужно с ними познакомиться и научиться их применять. Дело в том, что при обучении чтению недостаточно знать ЧТО нужно делать, не менее важно знать и уметь КАК это делать. Правильно заметила Ирина (Бабушка Бабуня) в комментарии к предыдущей статье: этому и несколько высших образований не научит. Основная задача родителей – не отбить интерес ребенка к обучению грамоте.

Дети очень тонкие психологи. Если Вы предложите ребенку: давай поиграем, а сами начнете нудно обучать его грамоте, не ожидайте хороших результатов. Ребенок быстро раскусит Ваши педагогические намерения и будет избегать их при любой удобной возможности. Ваша задача – создать для малыша обучающую среду и всячески поддерживать его интерес ко всему что связано с будущим умением читать. Лучшим показателем, что вы на правильном пути, будут обращения ребенка к вам с просьбами поиграть в буквы, почитать с ним книжку. Ваши постоянные спутники в обучении малыша чтению – удивление и восторг его маленькими шажками в мире букв, звуков и слов.

А этот мир яркий и красочный. Прежде чем начать обучение ребенка вы сами должны хорошо ориентироваться в том, что БУКВА – то, что мы видим и пишем, ЗВУК – то, что говорим и слышим.

Секреты обучения чтениюВторой секрет обучения дошкольников чтению состоит в том, что выучить с ребенком буквы – очень просто. Главное, что бы в доме были различные кубики, картинки с их изображением, детские книжки. Как знакомить? Так же как вы знакомите малыша с окружающим миром: «Это носик, это кошка, это буква А». С какого возраста? С самого раннего, когда малыш начинает говорить первые слова и активно осваивает мир. В нашем доме кубики, азбука и детские книжки были уже до исполнения сыну 1 года. Нужно изначально учить малыша использовать их по назначению. Секреты обучения чтению

Важно: знакомя ребенка с буквами и закрепляя их названия, ни в коем случае не говорите ребенку их алфавитные наименования «эм», «ка», «тэ» и так далее. Это не правильно. Нужно называть дошкольнику букву как единичный звук: «м», «к», «т». Эта распространенная ошибка взрослых даже забралась в популярную у украинских малышей и их родителей телепередачу «Уроки тетушки совы».

Третий секрет заключается в том, что знание букв не дает ребенку автоматического умения читать. Мой сын знал все буквы алфавита в 2 года, а читать стал в четыре года. О том же идет речь и в комментарии Оксаны к предыдущей статье: «Мой сын буквы знал, ему еще двух лет не было. Я нарисовала буквы на листочках красиво и повесила над кроваткой. Он постепенно выучил все. А вот сложить буквы в слоги, а потом в слова у него долго не получалось! Начал читать в пять с половиной». Об этом же могут поведать многие родители, которые ставили перед собой цель научить собственного ребенка читать. Помню как в три с половиной года сын по своей инициативе назвал все буквы в вывеске магазина «Электротовары». А на вопрос: «Что же там написано?» гордо и уверенно заявил «Магазин».

Кубики-азбукаДело в том, что для того, что бы ребенок стал читать его ум должен быть готов к сложным мыслительным операциям: анализу и синтезу. Хочу отметить, что за мою длительную психолого-педагогическую практику пришлось наблюдать детей-аналитиков, для которых процесс обучения чтению проходил по пути складывания единичных звуков в слоги и целые слова. Таких детей около 90%. Для них обучение чтению эффективно по системе Бориса Эльконина и его последователей. И приблизительно 10% детей-синтетиков, которые лучше обучаются по методикам, предлагающим запоминание целых слов с последующим выделением в них слогов и звуков. На обучения чтению таких детей рассчитана методика Глена Домана.

Еще хочу обратить ваше внимание, уважаемые читатели на комментарий Ханы (автора блога rastihabadnik и мамы семерых деток) к предыдущей статье: «Не могу сказать, что именно УЧУ деток дома читать. Но стараюсь − когда это к месту − повторять с ними буквы, давать такие задания, где им приходится развивать этот навык. Например, прочесть название вывесок, пока мы ждем автобус, почитать младшему брату, пока я накрываю на стол… Старшие дети помогают друг другу заполнять дневник, пишут со мной список продуктов, которые надо купить, читают друг другу простые детские книжки (и даже переводят их на иврит), пробуют набирать тексты на компьютере. Летом дочка (сейчас она уже первоклашка) сделала сюрприз: на день рождения сестры придумала викторину и сама записала 2 листа вопросов! Правда, прочесть рукопись было уже не так легко:) А сын сам сделал книжку − с заданиями и вопросами». Для поддержания интереса ребенка к чтению не нужны обязательные дозированные занятия. Гораздо важнее обучающие вкрапления в повседневную вашу совместную с ребенком жизнь. И конечно же эмоциональный контакт и совместное времяпровождение.

Сегодня мы рассмотрели психологию раннего обучения детей чтению. О популярных современных методиках расскажу в следующей статье.

Ещё можно почитать:

Запись опубликована в рубрике Детская с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев на «Секреты обучения чтению дошкольников»

  1. Любаша говорит:

    Круто. Добавлю блог в избранное и друзьям посоветую. Ждите новых читателей

  2. Евгений говорит:

    Я как-то не думал вот в таком ракурсе. Интересная мысль..

  3. Ольга говорит:

    Правильно все в этой статье. Хороший блог, занесла в избранное.

  4. Наталия говорит:

    Сейчас многие родители стараются пораньше научить своих деток буквам, цифрам и т.д. для удовлетворения своих амбиций. У меня к Вам возник вопрос. У наших соседей ребенок, 2.5 года много смотрит телевизор, особенно мультики с английским языком. В 2 года он знал весь английский алфавит, русский нет. Не возникнет ли у него потом проблем с изучением русского алфавита и чтением? Ведь там разное произношение букв. Я знаю, что многие дети, когда учаться читать, действительно читают буквами, а не звуками и их трудно переучить. А тут английский алфавит. Или, может, я ошибаюсь.
    Наталия recently posted..Андрей УсачевMy Profile

  5. Наталья говорит:

    Согласна с основным принципом «не навреди». Не отбить охоту учиться так, как делают у нас в школах. И, если в первый класс ребенок идет с удовольствием, то в последующие только потому, что надо.
    Наталья recently posted..Мышкин. Это интересно! (Продолжение)My Profile

  6. Юлия говорит:

    Есть хороший способ понять, когда ребёнка можно начинать учить буквам (у вас, кстати, правильно сказано, что учить нужно звукам) — когда он начинает изображать, что читает. С умным видом садится, открывает книгу и «читает». Это показатель того, что желание читать самостоятельно у него появилось и можно потихоньку переходить к изучению букв.
    Юлия recently posted..Если сын ворует деньги… ПоследствияMy Profile

  7. Оксана Ершова говорит:

    все правильно: больше естественности в занятиях. И меньше амбиций самих родителей. (Был поначалу у меня такой грех: все хотелось ребенка-гения 🙂 . Потом поняла: мой сын такой, какой есть. И время показало, что он и без гениальности все же гениален по-своему). Ведь от того, станет наш малыш читать в три года или в шесть, он же не станет хуже? Он останется все тем же нашим малышом, которого мы произвели на свет и любим…

  8. Виктория говорит:

    Прекрасная статья. Мы именно так и делаем с моим трехлетним сыном. Уже в 2 года он знал все буквы, точнее из звуковое обозначение. Сейчас он умеет писать некоторые слова: папа Валера, мама Вика, Миша, баба, деда… Специальных занятий я не организовываю. Работаем с кубиками, карандашом и бумагой, компьютером (в ворде ставлю 100 кегль и цвет шрифта, который хочет сын). Очень любит Домановские презентации. Даже не могу сказать точно, смотрит ли он на подписи на картинках. Уже освоил многие разделы. Например, знает фрукты, фразы, марки автомобилей. Сейчас «штудирует» авиатехнику. Таких названий самолетов я даже не слышала!
    Виктория recently posted..Рецепт семейного счастьяMy Profile

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge