Школа или детский сад? Секреты готовности к школе

Школа или детский садЭтот вопрос на законодательном уровне остается за родителями шестилетнего ребенка: школа или детский сад? С какого возраста отдавать малыша в школу, в шесть или в семь лет, не такой уж и простой. Многие родители думают, что когда ребенок умеет читать-писать-считать, то его уже можно отдавать в школу. Тем временем, делать вывод о готовности ребенка к школьной жизни можно, лишь проанализировав в комплексе ряд факторов.

Существует множество професиональных методик и тестов определения готовности ребенка к школе. Введите в поисковик фразу: «Готов ли ваш ребенок к школе?» и вы получите сотни выдач по этому запросу. Так же в интернете специалисты объясняют родителям, что паспортный возраст ребенка может не совпадать с его физоилогическим и психологическим возрастом. Причин для такого расхождения может быть множество, от слабого физического здоровья малыша, в связи с частыми болезнями, до неблагоприятных условий развития ребенка в дошкольном детстве.

Что это за неблагоприятные условия? Зачастую они мало зависят от материального благосостояния семьи. Психологическую не готовность к школе может продемонстрировать и ребенок обеспеченных родителей, который в дошкольном детстве имел всесамое лучшее. Такая позиция, когда родители откупаются от детей дорогими игрушками, модными одежками, занятиями в скороспелых школах развития,где происходит натаскивание детей в академических знаниях и умениях по счету-чтению-письму, не дает гарантий, что ребенок будет готов к школе.

В чем же секреты готовности ребенка к школе?

Рост-вес ребенкаПо физическим параметрам будущие школьники могут существенно различаться. В этом можно убедиться, глядя на таблицу соответствия веса и роста возрасту ребенка. Но для готовности ребенка к школе физические параметры не настолько важны. Хотя, в зависимости от физического развития ребенок будет ощущать себя в коллективе сверстников или «самым сильным», «самым ловким» или «слабаком». А это в свою очередь может спровоцировать у ребенка массу комплексов, вплоть до личностного обобщения - «я самый плохой», «я неудачник».

Какие же физиологические показатели ребенка важны для принятия родителями решения отправить малыша в школу в 6 лет или на год позже? Для проверки готовности ребенка к школе существует филипинский тест. Если ребенок правша, нужно предложить ему дотянуться кончиками пальцев правой руки, положенной на макушку в области темени до мочки левого уха. Если ребенок левша, нужно сделать то же самое левой рукой, до мочки правого уха.  Если у ребенка получается выполнить это простое движение, можете смело отправлять вашу «умницу» или «умника» в школу. Если нет, дайте возможность малышу походить этот год в детский сад.

И еще у ребенка готового к школе активно меняются зубы с молочных на коренные.

Какие же психологические секреты таит в себе готовность ребенка к школьной жизни? Это интеллектуальная, социально-эмоциональная, и мотивационно-волевая готовность.

 Интеллектуальная готовность к школе. Школа или детский садВ интеллектуальном плане у ребенка, готового идти в школу, должны быть развиты психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, речь.

На страницах этого блога со временем будем детально останавливаться на каждом из этих процессов. Хочу только отметить, что все те интеллектуальные знания, какие должны быть у ребенка на пороге школы записаны в государственных документах.

Для примера, приведу перечень вопросов, составленных на основе этих документов, которые задали ребенку шестилетнего возраста при приеме в специализированную школу с изучением двух иностранных языков с первого класса:

  • Назови, пожалуйста, свои фамилию, имя, отчество.
  • Как ФИО мамы, папы.
  • Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда станешь взрослым, мужчиной или женщиной?
  • Сколько тебе лет . Сколько будет через год .Через два?
  • Сейчас день или утро?
  • Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?
  • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  • Кем работает твой отец, мама?
  • Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (лента, платье)?
  • Какие сказки ты знаешь, перескажи любимую сказку, расскажи стих.
  • Какое сейчас время года? А почему ты так считаешь?
  • Когда можно кататься на коньках - зимой или летом?
  • Почему снег бывает зимой, а не летом?
  • Что делает почтальон, врач, учитель, строитель, космонавт ..?
  • Звонок и парта в школе нужны зачем?
  • Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
  • Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужные, уши, ноги, голова?
  • Каких домашних и диких животных ты знаешь?
  • Каких ты знаешь птиц, насекомых, названия деревьев, цветов?
  • Какие города ты знаешь, моря, океаны, континенты?
  • В каком городе ты живешь, в какой стране, нарисуй флаг своей страны
  • Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: У собаки или у петуха? Что общего у коровы и овцы; назови детенышей коровы, собаки, овцы, курицы..
  • Опиши лимон, огонь, лису, правду..
  • Назови противоположности словам: "зима", "добро", "правда", "гора", "широкий", "длинный", "мокрый".
  • Счет от 1-20, обратный счет от 10-1. Что больше: 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.
  • Что нужно сделать, если ненароком сломал чужую вещь?

Но, не надейтесь, что когда вы приведете ребенка в школу ему зададут те же самые вопросы в той же самой последовательности. В каждой школе психологи стараются подобрать вопросы таким образом, что бы действительно выявить интеллектуальную готовность, а не натасканность ребенка в ответах на конкретные вопросы.

Готовность к школе шестилеткиСоциально-эмоциональная готовность ребенка к школьной жизни определяется его умением строить отношения с людьми. Может ли ребенок общаться со сверстниками? Как относиться ко взрослым людям? Есть ли у него понимание, что новая социальная позиция «школьник» предполагает ряд правил взаимоотношения с учителем? Как ребенок умеет выходить из сложной жизненной ситуации? Создает ли конфликты или может обходиться без них? Умеет ли договариваться?

Все эти вопросы возникнут при поступлении ребенка в школу, и могут в период адаптации создать ребенку массу неприятностей, что отразится на его восприятии школы в целом и дальнейшей успеваемости. И лучше в дошкольном детстве родителям обратить на них внимание, пока малыш при вас играет в песочнице со сверстниками.  И начните с себя. Если вашему ребенку 6 лет и вы на нижеперечисленные вопросы в большинстве случаев ответите положительно, имеет смысл оставить в запасе год, что бы выровнять ситуацию:

  • Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже всего.
  • Мне кажется, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
  • По моему мнению, четыре урока - большая нагрузка для маленького ребенка.
  • Трудно быть уверенным, что учителя начальных классов хорошо понимают детей.
  • Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
  • Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
  • Мне  кажется, что дети в этом возрасте еще не способные дружить.
  • Боюсь даже думать о том, как мой ребенок днем не будет спать.
  • Мой ребенок может расплакаться, если к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  • Мой ребенок не ходил к детский сад и никогда не расставался с матерью.
  • Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить.
  • Я побаиваюсь, что дети будут насмехаться над моим ребенком.
  • Мой ребенок, по-моему, значительно слабее своих однолеток.
  • Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  • Мой ребенок часто говорит: "Мама, мы пойдем в школу вместе!» 

Мотивационно-волевая готовность к школе определяется тем, что для ребенка есть важным в будущей школьной жизни, внешние атрибуты – школьная форма, портфель со всеми принадлежностями и статус «ученика» или желание узнавать новое, прилагать усилия, что скажется на умении ребенка делать в школе не только то, что ему хочется, но и то, что нужно. То, что требует учитель и ситуация школьного обучения.

Способен ли ребёнок 30 минут увлеченно заниматься однообразным делом? Может ли приложить волевые усилия, выполняя ваши просьбы и поручения? Есть ли у него элементарные обязанности по дому? Как он к ним относится. Волю необходимо развивать с самого рождения малыша. Печальный факт, но на 100 шестилеток эту готовность к школе демонстрируют всего-лишь 2% детей.

Не желая утруждать вас научными формулировками, хочу напомнить, для того чтобы сделать правильный выбор: школа или детский сад для шестилетнего ребенка и реально подготовить ребенка к школьной жизни, независимо к шести или семи его годам:

  • Любите своего ребенка! Любите его безусловно. Это значит не за то-то конкретно, а потому что это ваша кровиночка, ваш маленький человечек, у которого нет роднее и ближе людей, чем вы. Демонстрируйте ему вашу любовь, но не выполнением всех его прихотей, не задариванием подарками, а совместным времяпровождением в интересных и полезных для развития ребенка занятиях. Говорите ребенку насколько он бесценен и важен для вас. О том, что самая для вас заветная цель, что бы он был счастливым, радовался жизни, которую вы ему подарили и был успешным членом общества. Ребенок должен знать, что при любых сложных жизненных обстоятельствах у него есть надежный тыл – его родители.
  • Дайте детству наиграться! До 7 лет ведущей деятельностью у ребенка является игровая. Родители, играйте со своим ребенком! В играх эти все процессы и развиваются! Создайте условия для детской игры. Для этого не обязательно, что б у малыша были дорогущие игрушки, а вот то, то необходимо обязательно – это личный рабочий стол ребенка с набором канцтоваров, что б ребенок мог рисовать, лепить, делать аппликацию, конструировать. Разлиные дидактические – обучающие и развивающие игрушки, которых сейас предостаточно на магазинных полках.
  • Общайтесь со своим ребенком! Не превращайте общение в специальные беседы с нудным морализированием. Общаться можно на любые темы. Ребенок своими вопросами подскажет вам, что интересно именно ему.  В общении с вами малыш может узнать всю необходимую для него информацию о себе и других людях, о природных объектах и явлениях, о предметах сделанных руками человека. Только общаясь со своим ребенком вы сможете узнать что ему нравиться, каким делам и увлечениям он отдает предпочтение, и определить в чем у него просматриваются задатки и способности, что бы развивать именно их, а не то, о чем мечтаете вы. Ведь зачастую родители стараются воплотить в детях то, чего не получилось достичь им самим. А это не совсем правильно. Что бы не сказать - не правильно в корне.

Ещё можно почитать:

Запись опубликована в рубрике Кухня с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

13 комментариев на «Школа или детский сад? Секреты готовности к школе»

  1. К сожалению, ни кто таких тестов с детьми к школе не проводит. Я имею в виду не родителей, а психологов. Есть четкое указание — в школу с 6 лет. Моя невестка полгода проходила по разным врачам, включая психолога, чтобы была возможность отправить ребенка в школу в 7 лет.
    Да, смеялась сама над собой, когда прочитала задание о том, как потрогать мочку уха. Сообразила, но не сразу. Может мне пора в детский садик!? 🙂
    Елена Картавцева recently posted..Женский взгляд на здоровье мужчинMy Profile

  2. Анна говорит:

    Спасибо за статью. Познавательно и интересно.

  3. Наталья говорит:

    Очень понравилась статья. Подборка вопросов для будущих первоклассников в полной мере показывает уровень жизненной компетентности и готовности ребёнка к школе. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge