В продолжение темы Методики раннего обучения чтению в этой публикации познакомлю вас с уникальной сказочной игровой методикой. Сказка - ключик, с помощью которого можно дать детям любые знания в интересной форме. Сказка, о которой сегодня расскажу, была использована в работе с группой пятилетних детей в детском саду с целью обучения их чтению. Большинство детей к моменту работы по сказке узнавали печатные буквы русского алфавита, так как начали изучать их с двухлетнего возраста. Но были детки, которые пришли в группу в 4 и в 5 лет. Поэтому этап знакомства с графическим изображением букв у них совпал с чтением сказки и двух-месячной работой по ее содержанию. Многочисленные гости и комиссии, приходящие в группу, с целью обмена педагогическим опытом или с проверками - что ж там такое с детьми делают - смотрели широко открытыми глазами и удивлялись детской осведомленности в мире букв и звуков. И результату - умению слитно читать у 100% детей экспериментальной группы.
Я заинтриговала вас, уважаемые гости? Вам не терпится узнать что же это за сказка такая и где ее можно увидеть? Тогда читайте статью до конца и узнаете как сказка учит читать.
В этой публикации даю анонс книги Ларисы Бурмистровой "Чудесные приключения в стране Словографии". Эта сказка была написана еще в начале 90-х прошлого столетия, но как методика не нашла широкого распространения в образовательных учреждениях для маленьких детей: в детском саду и в школе. Вижу две основные причины почему такая уникальная гениальная методика не прижилась в качестве обучающей:
- В Украине начался массовый переход на украинский язык обучения, и русскоязычная сказка стала не актуальной;
- Педагоги не знают как учить по сказке. Им мешает нагромождение случайных, выдуманных "для красоты" образов, которые не отражают внутренних свойств, сущность явлений. Классно-урочная система не очень-то позволяет "разгуляться" и проводить обучающие занятия или уроки в сказочной форме.
А начинается сказка так:
Буква А по улице шла, споткнулась, упала, ножку сломала. И заплакала: "А-а-а". Мимо бежала Маша...
По этой сказке можно обучать чтению 5-ти летних дошкольников и первоклашек. В занимательной форме автор рассказывает о структуре и законах русского языка, раскрывает способы обучения детей чтению и письму. Действие сказки происходит в в стране русского языка - Словографии. Ее жители - буквята. Для проведения экспериментальной работы я шила куклу Машу, а мой, на то время 10-летний сын, выпилил лобзиком из фанеры буквят. Мы их разрисовали соответствующим образом, нарисовали им ротики-буквы. Дети могли взять их в руки, заглянуть в кармашек к йотированным гласным Я, Ю, Е, Ё, и встретить там маленького мягкого пушистого веселого Йотика. Он сидит в кармашке у йотированных гласных, потому что русским языком обделен - не имеет своей буквы. Поэтому его хочется защитить.
Кроме этого в сказке много всякого чудесного, интересного и забавного. Изучение букв и звуков становится увлекательным путешествием и игрой по волшебной стране Русского Языка. К сказке было нарисовано 50 иллюстраций, которые дети самостоятельно с удовольствием разукрашивали. В группе была карта сказочной Словографии. Посмотрев на нее можно было увидеть леса и реки, границы и княжества... И всюду - свои жители, свои правители, которые рассматривают слово "со своей колокольни". Так, воздушная фея Фонетика летает вместе со звуками, Графика обозначает их буквами. Вот как об этом говорится в сказке:
- ...Это наши феи - фея звуков Фонетика и фея письма Графика.
Под легкими ножками Фонетики не гнулись ни травинка, ни цветок. Казалось, она парила в воздухе. Походка Графики была, напротив, твердой и уверенной. Она шла по тропинке, опираясь на тонкую трость с острием на конце. На самом деле это была не трость, а большая ручка для письма...
В Морфологии живут семьями в Домах-частях речи. А в Синтаксическом княжестве играют роли в спектаклях-предложениях. Такой перенос языковых понятий в нашу человеческую жизнь оправдан и логичен:
- ...Каким я тебя сделаю, таким ты и становишься, - говорит прилагательное существительному. А существительное в ответ:
- А без меня ты вообще не существуешь!
Дети путешествуют по Волшебной стране с картой в руках. И, попадая в какой-нибудь неизвестный регион, удерживают ее графический образ целиком. Когда ребенок "видит" язык системно, у него появляется к нему интерес, включается мотивация. И символы в схему совершенно спокойно укладываются. Даже Ленивия, которая граничит со страной Русского Языка и куда попадают искалеченные ошибками слова, а ребята их спасают. В такое вот увлекательное приключение может превратиться тоскливая "работа над ошибками"! Детям даже в голову не приходило, что таким образом происходит обучение. Потому что сказка самый простой способ адаптировать для дошкольников или младших школьников самые сложные грамматические понятия.
Педагоги при упрощении материала неминуемо скатываются к формированию репродуктивного мышления. Это они и сами понимают, но не готовы, способов не знают как ввести ребенка в систему теоретических знаний творчески. Сказка Ларисы Бурмистровой - своеобразный учебник теории языка. Вот так "сказка"!
Теория языка, безусловно, развивает логическое мышление. А языком охвачен весь мир явлений и предметов. Конечно, при систематическом изучении теории можно спокойно перейти к иностранному (фонетика - она и "там" фонетика), и к сравнительному языкознанию...
Педагоги, обучающие чтению детей по системе Бориса Эльконина, отмечают случаи, когда в дальнейшем обучении звуковой образ перебивает все остальные. Даже когда ребенок узнает, как слово пишется правильно, он продолжает писать его так как слышит - фонетическим письмом. Мешают связи, устоявшиеся на раннем этапе обучения.
При экспериментальном обучении мы параллельно использовали сказку в сочетании со звуко-буквенным анализом, что дало отличные результаты. Сказка знакомит детей с парадоксом. Язык-то он, конечно, живой, да только переносить наши человеческие законы на категории числа или рода нельзя. Это понятия грамматические и живут в языке по его законам.
И конечно-же в экспериментальном обучении присутствовало творчество во всех его проявлениях. Это театрально-режиссерские игры детей по мотивам сказки: как самостоятельные игры, по инициативе деток, так и предлагаемые педагогами сценки из сказки. Изображение букв различными способами: лепка, аппликация, рисование, конструирование.
Эта сказка уникальна! С ее помощью словообразование становится для детей любимым занятием! Ни при какой другой методике 5-ти летние дети так легко и с таким интересом не изучали чтение и русский язык! Наш эксперимент показал, что эта сказка доступна, полезна и эффективна в обучении детей чтению, начиная со старшего дошкольного возраста.
В интернете для свободного чтения и скачивания этой книги нет. Для постоянных читателей блога в рубрике Секрет размещаю ссылку по которой вы можете бесплатно скачать эту уникальную книгу и использовать ее в обучении чтению ваших деток в семье или группе дошкольного образовательного учреждения. Потому что действительно - эта сказка учит читать.
Напоминаю, что бы стать постоянным читателем нужно подписаться на новости сайта в лиловой форме справа от статьи. Нужно ввести в форму свое имя и электронный почтовый адрес. И не забудьте в своем электронном почтовом ящике подтвердить подписку, кликнув по ссылке, которая придет к вам с подписного сервера. Пароль от секретной комнаты я пришлю в ближайшей рассылке новостей блога (1 и 15 числа месяца) на ваш электронный адрес.
I recently much like the handy information people present for a content articles. I’ll save your web site and check again below often. I am a bit specific I will understand several brand-new stuff appropriate listed here! All the best for the following!
В 1991 году я выписывала журнал «Семья и школа». В № 1-6, 9, 10, 11 за этот год была напечатана эта сказка. Моя дочь — первоклассница с удовольствием читала ее сама. Страницы со сказкой до сих пор сохранились у нас дома. «Живьем» сказку можно почитать в библиотеке. Рисунки А. Распопова служат удачным дополнением к содержанию сказки.
Я набирала текст, чтобы сохранить сказку в электронке и совершенно случайно наткнулась на Ваш сайт, который мне очень понравился. Большое спасибо и за содержание, и за оформление, и за возможность скопировать нужный материал.
Походка Графики была, напротив, твердой и уверенной.
Всей системе образования нужно двигаться такой походкой в верном направлении.
много лет назад я хотела написать такую сказку 🙂 У меня даже сохранились черновики и рисунки Феи Фонетики и строгой дамы Графики 🙂 Эх, идеи, что витают в воздухе, обязательно находят своих авторов!
Эт точно, если мы не находим в себе сил воплотить идею в жизнь, ее воплощает кто-то другой.
Лия recently posted..Методики раннего обучения чтению