Сказка учит читать

Сказка учит читатьВ продолжение темы Методики раннего обучения чтению в этой публикации познакомлю вас с уникальной сказочной игровой методикой. Сказка - ключик, с помощью которого можно дать детям любые знания в интересной форме. Сказка, о которой сегодня расскажу, была использована в работе с группой пятилетних детей в детском саду с целью обучения их чтению. Большинство детей к моменту работы по сказке узнавали печатные буквы русского алфавита, так как начали изучать их с двухлетнего возраста. Но были детки, которые пришли в группу в 4 и в 5 лет. Поэтому этап знакомства с графическим изображением букв у них совпал с чтением сказки и двух-месячной работой по ее содержанию. Многочисленные гости и комиссии, приходящие в группу, с целью обмена педагогическим опытом или с проверками - что ж там такое с детьми делают - смотрели широко открытыми глазами и удивлялись детской осведомленности в мире букв и звуков. И результату - умению слитно читать у 100% детей экспериментальной группы.

Я заинтриговала вас, уважаемые гости? Вам не терпится узнать что же это за сказка такая и где ее можно увидеть? Тогда читайте статью до конца и узнаете как сказка учит читать.

В этой публикации даю анонс книги Ларисы Бурмистровой "Чудесные приключения в стране Словографии". Эта сказка была написана еще в начале 90-х прошлого столетия, но как методика не нашла широкого распространения в образовательных учреждениях для маленьких детей: в детском саду и в школе.  Вижу две основные причины почему такая уникальная гениальная методика не прижилась в качестве обучающей:

  • В Украине начался массовый переход на украинский язык обучения, и русскоязычная сказка стала не актуальной;
  • Педагоги не знают как учить по сказке. Им мешает нагромождение случайных, выдуманных "для красоты" образов, которые не отражают внутренних свойств, сущность явлений. Классно-урочная система не очень-то позволяет "разгуляться" и проводить обучающие занятия или уроки в сказочной форме.

А начинается сказка так:

Буква А по улице шла, споткнулась, упала, ножку сломала. И заплакала: "А-а-а". Мимо бежала Маша...

По этой сказке можно обучать чтению 5-ти летних дошкольников и первоклашек. В занимательной форме автор рассказывает о структуре и законах русского языка, раскрывает способы обучения детей чтению и письму. Действие сказки происходит в в стране русского языка - Словографии.  Ее жители - буквята. Для проведения экспериментальной работы я шила куклу Машу, а мой, на то время 10-летний сын, выпилил лобзиком из фанеры буквят. Мы их разрисовали соответствующим образом, нарисовали им ротики-буквы.  Дети могли взять их в руки, заглянуть в кармашек к йотированным гласным Я, Ю, Е, Ё, и встретить там маленького мягкого пушистого веселого Йотика. Он сидит в кармашке у йотированных гласных, потому что русским языком обделен - не имеет своей буквы. Поэтому его хочется защитить.

Кроме этого в сказке много всякого чудесного, интересного и забавного. Изучение букв и звуков становится увлекательным путешествием и игрой по волшебной стране Русского Языка. К сказке было нарисовано 50 иллюстраций, которые дети самостоятельно с удовольствием разукрашивали. В группе была карта сказочной Словографии.  Посмотрев на нее можно было увидеть леса и реки, границы и княжества... И всюду - свои жители, свои правители, которые рассматривают слово "со своей колокольни". Так, воздушная фея Фонетика летает вместе со звуками, Графика обозначает их буквами. Вот как об этом говорится в сказке:

Обучающая сказка- ...Это наши феи - фея звуков Фонетика и фея письма Графика.

Под легкими ножками Фонетики не гнулись ни травинка, ни цветок. Казалось, она парила в воздухе. Походка Графики была, напротив, твердой и уверенной. Она шла по тропинке, опираясь на тонкую трость с острием на конце. На самом деле это была не трость, а большая ручка для письма...

В Морфологии живут семьями в Домах-частях речи. А в Синтаксическом княжестве играют роли в спектаклях-предложениях. Такой перенос языковых понятий в нашу человеческую жизнь оправдан и логичен:

- ...Каким я тебя сделаю, таким ты и становишься, - говорит прилагательное существительному. А существительное в ответ:

- А без меня ты вообще не существуешь!

Дети путешествуют по Волшебной стране с картой в руках. И, попадая в какой-нибудь неизвестный регион, удерживают ее графический образ целиком. Когда ребенок "видит" язык системно, у него появляется к нему интерес, включается мотивация. И символы в схему совершенно спокойно укладываются. Даже Ленивия, которая граничит со страной Русского Языка и куда попадают искалеченные ошибками слова, а ребята их спасают. В такое вот увлекательное приключение может превратиться тоскливая "работа над ошибками"! Детям даже в голову не приходило, что таким образом происходит обучение.  Потому что сказка самый простой способ адаптировать для дошкольников или младших школьников самые сложные грамматические понятия.

Учит читать сказкаПедагоги при упрощении материала неминуемо скатываются к формированию репродуктивного мышления. Это они и сами понимают, но не готовы, способов не знают как ввести ребенка в систему теоретических знаний творчески. Сказка Ларисы Бурмистровой - своеобразный учебник теории языка. Вот так "сказка"!

Теория языка, безусловно, развивает логическое мышление. А языком охвачен весь мир явлений и предметов. Конечно, при систематическом изучении теории можно спокойно перейти к иностранному (фонетика - она и "там" фонетика), и к сравнительному языкознанию...

Педагоги, обучающие чтению детей по системе Бориса Эльконина, отмечают случаи, когда в дальнейшем обучении звуковой образ перебивает все остальные. Даже когда ребенок узнает, как слово пишется правильно, он продолжает писать его так как слышит - фонетическим письмом. Мешают связи, устоявшиеся на раннем этапе обучения.

При экспериментальном обучении мы параллельно использовали сказку в сочетании со звуко-буквенным анализом, что дало отличные результаты. Сказка знакомит детей с парадоксом. Язык-то он, конечно, живой, да только переносить наши человеческие законы на категории числа или рода нельзя. Это понятия грамматические и живут в языке по его законам.

И конечно-же  в экспериментальном обучении присутствовало творчество во всех его проявлениях. Это театрально-режиссерские игры детей по мотивам сказки: как самостоятельные игры, по инициативе деток, так и предлагаемые педагогами сценки из сказки. Изображение букв различными способами: лепка, аппликация, рисование, конструирование.

Эта сказка уникальна!  С ее помощью словообразование становится для детей  любимым занятием! Ни при какой другой методике 5-ти летние дети так легко и с таким интересом не изучали чтение и русский язык! Наш эксперимент показал, что эта сказка доступна, полезна и эффективна в обучении  детей чтению, начиная со старшего дошкольного возраста.

В интернете для свободного чтения и скачивания этой книги нет. Для постоянных читателей блога в рубрике Секрет размещаю ссылку по которой вы можете бесплатно скачать эту уникальную книгу и использовать ее в обучении чтению ваших деток в семье или группе дошкольного образовательного учреждения. Потому что действительно - эта сказка учит читать.

Напоминаю, что бы стать постоянным читателем нужно подписаться на новости сайта в лиловой форме справа от статьи. Нужно ввести в форму свое  имя и электронный почтовый адрес. И не забудьте в своем электронном почтовом ящике подтвердить подписку, кликнув по ссылке, которая придет к вам с подписного сервера. Пароль от секретной комнаты я пришлю в ближайшей рассылке новостей блога (1 и 15 числа месяца) на ваш электронный адрес.

 

 

 

 

Ещё можно почитать:


Запись опубликована в рубрике Кабинет с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев на «Сказка учит читать»

  1. Rousse говорит:

    I recently much like the handy information people present for a content articles. I’ll save your web site and check again below often. I am a bit specific I will understand several brand-new stuff appropriate listed here! All the best for the following!

  2. Галина говорит:

    В 1991 году я выписывала журнал «Семья и школа». В № 1-6, 9, 10, 11 за этот год была напечатана эта сказка. Моя дочь — первоклассница с удовольствием читала ее сама. Страницы со сказкой до сих пор сохранились у нас дома. «Живьем» сказку можно почитать в библиотеке. Рисунки А. Распопова служат удачным дополнением к содержанию сказки.
    Я набирала текст, чтобы сохранить сказку в электронке и совершенно случайно наткнулась на Ваш сайт, который мне очень понравился. Большое спасибо и за содержание, и за оформление, и за возможность скопировать нужный материал.

  3. Алексей говорит:

    Походка Графики была, напротив, твердой и уверенной.
    Всей системе образования нужно двигаться такой походкой в верном направлении.

  4. Оксана Ершова говорит:

    много лет назад я хотела написать такую сказку 🙂 У меня даже сохранились черновики и рисунки Феи Фонетики и строгой дамы Графики 🙂 Эх, идеи, что витают в воздухе, обязательно находят своих авторов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge