Дошкольное образование: состояние и перспективы развития

Вчера в столице Украины праздновался День Дошкілля.  Попытки найти точный перевод этого слова на русский язык в статье Дошкольное образование в Украине, не увенчались успехом. Зато, как истинная дошкольница, я побывала на двух местных телеэфирах 25 и 27 сентября, с информацией для сограждан и, в частности для родителей дошколят, о дошкольном образовании. Мои коллеги в этот день были в столице. Сегодня вашему вниманию предлагается репортаж с места событий, очевидцем которых стала моя коллега и настоящая дошкольница - Ирина Романюк.

27 сентября в Киевском городском Дворце детей и юношества состоялось расширенное заседание коллегии Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины.
Это мероприятие было приурочено ко Всеукраинскому Дню Дошкілля.

Кроме заседания коллегии, проведены также торжественные мероприятия по случаю празднования, среди которых, - выставка достижений работников дошкольного образования, мастер-классы, книжная выставка-ярмарка, праздничный концерт ко Дню Дошкілля.

Дмитрий ТабачникМинистр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник поздравил всех работников дошкольного образования с профессиональным праздником и торжественно открыл заседание. По словам Дмитрия Табачника, расширенное заседание коллегии, полностью посвященное дошкольному образованию, трудно вспомнить, ведь за последние 10-15 лет такого заседания не было. "На эту коллегию мы пригласили тех, кто составляет гордость и украшение большого отряда педагогов, работающих с наименьшими гражданами Украины", - отметил Министр.

Участники расширенного заседания заслушали доклад Дмитрия Табачника "О состоянии и перспективах развития дошкольного образования Украины". В течение многих лет, как отметил Министр, состояние дошкольного образования в Украине характеризовалось крайне негативными тенденциями: уменьшались количество детских садиков, сокращалось государственное финансирование и происходил отток педагогических кадров. Если в 1990 г. было 24,5 тыс. Детских садиков, то через 9 лет - уже 16,3 тыс., а в 2004 - менее чем 15 тыс.

"Понятно, что в связи с так называемым "беби бумом", растет и спрос родителей на детские учреждения, и количество мест в них продолжали уменьшаться. - констатировал Дмитрий Табачник. - Такая ситуация вызывает значительное социальное напряжение. Именно Правительству Николая Азарова пришлось срочно и решительно взяться за решение этой проблемы". И начиная с 2010 года и доныне количество дошкольных учреждений увеличивается чуть-ли не ежедневно, проинформировал Министр.

Благодаря объединению усилий центральных и местных органов исполнительной власти, сеть дошкольных обучающих учреждений выросла на сегодня до 16 тысяч 321 детских садов разных типов и форм собственности. "Хочу напомнить: это - плюс 1095 детских садов по стране за последние два с половиной года", - сказал Дмитрий Табачник. В них получают дошкольное образование 1 млн. 385 тыс. детей, что представляет 81,5 % от общего количества детей от 3 до 6 лет, а если учесть все формы дошкольного образования - почти 84,4 % детей. А дети старшего дошкольного возраста дошкольным образованием охвачены на 99,9 %.

Дмитрий Табачник также напомнил присутствующим о существенных шагах, осуществленных в направлении развития инклюзивного дошкольного образования. Для 423 тысяч детей с особенными потребностями работают свыше 2 тысяч заведений санаторного, специального и комбинированного типа, где вместе с дошкольным образованием дети получают коррекционную и реабилитационную, педагогическую и воспитательную помощь.

Особенной остротой и актуальностью характеризовался вопрос возвращения детских садиков и расширения сети дошкольных учебных заведений. "Есть ли еще резервы?", - спросил Министр. И сразу же отчитался участникам коллегии: "Конечно. Остались еще 813 детских садиков, которые сдаются в аренду или используются не по назначению. На заседании Кабинета Министров Украины от 15 августа 2012 года принято решение: Совету министров АР Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским администрациям определиться относительно перечня переданных в аренду зданий дошкольных образовательных учреждений, которые  должны быть возвращены в сферу управления местных органов власти и использования их непосредственно по назначению".

Дмитрий Табачник отметил, что забирать помещения садиков из арендного пользования, безусловно, трудно: "Особенно, когда в них находятся налоговики, прокуратура и другие, вовсе не детские подразделения". Также, признал Министр, нелегко возобновлять их деятельность, ведь те садики, которые были закрыты длительное время, где-то были перепланированы, практически все нуждаются в капитальном ремонте. Здесь, по убеждению Дмитрия Табачника, следует в каждом регионе анализировать: как действовать дешевле, быстрее и оперативнее.

В целом, проинформировал собравшихся Министр, по состоянию на 1 сентября 2012 года дополнительно открыто за этот год 246 садиков. Из них: 51 - возобновили деятельность, 187 - открыто в приспособленных помещениях и 8 новостроек введено в строй. "До конца года планируется еще возобновление деятельности садиков и открытия нескольких новостроек", - заверил участников коллегии Дмитрий Табачник.

Также он отметил, что, невзирая на все усилия, по статистике реальной загруженности детских садиков в Украине в среднем на 100 мест приходится 113 детей, а в отдельных регионах - по 126-139 малышей на 100 мест. Назвал безусловных «лидеров» по этим неутешительным показателям (свыше 130 детей). "Конечно, в этих областях есть более позитивная, что не может не утешать, демографическая динамика, но, вместе с тем, сегодня статистика свидетельствует, что там наибольшая загруженность в садиках - 130 и больше детей на 100 мест", - прокомментировал ситуацию Дмитрий Табачник.

Министр подчеркнул, что в контексте этого вопроса очень важно иметь достоверный учет детей. Отметил регионы, в которых управления образования частично внедряют единую программу электронной записи в детский сад. Родители, не выходя из дома, могут через Интернет ознакомиться с наличием свободных мест в садике и записаться к него, заполнив анкету. "Я ставлю жесткое задание перед всеми руководителями управлений образования и науки: электронную систему записи в детские сады надо внедрять во всех регионах", - заявил Дмитрий Табачник. По его словам, кроме всех, безусловно, позитивных последствий, это еще и уменьшит очередь на запись в детские сады.

Особое внимание Министерства, отметил Дмитрий Табачник, сегодня приковано к развитию сети современных детских садиков. Впервые проведен обзор-конкурс на лучший архитектурный дизайн-проект современного дошкольного образовательного учреждения. На конкурс свои работы подали студенты и коллективы Киевского национального университета строительства и архитектуры; Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры; Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры; Институту архитектуры Национального университета "Львовская политехника"; Полтавского национального технического университета. Лучшие из лучших проектов направленны в Министерство регионального строительства и руководителям всех регионов Украины.  Информация языком оригинала: Дитячі садки в Україні: повернення, відновлення, зростання.

"Важнейшая и наибольшая проблема - состояние здоровья наших малышей", - заявил Дмитрий Табачник. Самым главным заданием, над которым должен сегодня должен работать каждый педагог дошкольного звена, подчеркнул Министр, есть создание здоровье сберегательной среды в каждом детском садике, формирование здоровой личности. "Для этого надо всего и много. Кроме научных достижений медиков - любовь и ответственность родителей, педагогов, политиков", - выразил убеждение Дмитрий Табачник.

Министр еще раз напомнил всем участникам коллегии о новом, но чрезвычайно перспективном направление работы, которое предлагает Министерство: дородовая, или пренатальная педагогика. "Мы проанализировали достаточно широкую практику методик педагогической и психологической работы с беременными женщинами. Собрали наилучшие методики, упражнения, рекомендации психологов, педагогов, физиологов и предложили Министерству здравоохранения Украины сотрудничество в этом направлении", - проинформировал Дмитрий Табачник.

Сегодня по всей Украине уже открываются перинатальные центры, функционируют школы или курсы ответственного родительства. Министр рассказал о сети школ Папы на базе родильных домов. В программе работы таких школ включены и медицинский, и педагогический компоненты. Дмитрий Табачник также проинформировал собравшихся: "В Украине активно действует "Ассоциация сознательного Отцовства", которая в октябре-ноябре этого года уже в четвертый раз планирует провести в 20 городах Украины Всеукраинский Фестиваль Сознательного отцовства. Мы полностью поддерживаем их деятельность и в пределах своей компетенции планируем сотрудничество".

По глубокому убеждению Министра, стоит всячески поддерживать и те детские садики, где создают безопасную развивающую среду, экологически благоприятное жизненное пространство, полноценное медицинское обслуживание, питание, оптимизацию двигательного режима детей. Кроме спортивных залов, медицинских блоков, которые есть во многих садиках, работают 2224 бассейна и даже 27 дошкольных саун, опыт работы которых свидетельствует о значительном позитивном влиянии на показатели здоровья детей. "И почему нам не поставить задания научить в таких детских садиках всех детей плавать"?, -обратился к собравшимся Дмитрий Табачник.

"По-видимому, именно здесь стоит объявить количественный состав дошкольной армии - армии защитников здоровья детей. Это 11 тысяч медицинских сестер, свыше 2800 инструкторов физического воспитания, 4210 практических психологов, почти 3600 логопедов, больше чем 1000 учителей-дефектологов. Все мы верим им и благодарны за самоотверженный труд", - заявил Министр.

Понятно, что залогом здоровья каждого ребенка является также качественное питание. В детских садиках, кроме медицинских сестер, которые составляют меню и заботятся об организации питания детей, над этим работают свыше 23 тысяч поваров. Недавно в Министерстве рассмотрена и поддержана электронная программа написания меню. "Я хотел бы этот опыт, который успешно используется в столице, рекомендовать для внедрения и в других регионах Украины. Это экономит средства, продукты, умное меню за три дня предупреждает руководителя дошкольного учреждения, что заканчивается в кладовой", - отметил Дмитрий Табачник. В пяти районах города Киева и отдельных детских садиках Киевской, Донецкой, Сумской, Харьковской, Львовской областей уже имеют опыт такой работы и одобряют эту новинку.

Как сообщил Министр, сегодня в сфере дошкольного образования выделяется значительное количество инноваций разного характера, направленности и значимости, воплощаются новинки в организацию, содержание, методику, технологию обучения. Современное дошкольное образовательное учреждение - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и одногодками, получает первый бесценный опыт социализации. "Мы проанализировали информацию относительно экспериментальной работы в детских садиках. Больше всего дошкольники экспериментируют в Днепропетровский Харьковской, Луганский и Житомирской областях", - заметил Дмитрий Табачник. По его информации, всего 23 дошкольных образовательных учреждения участвуют в исследовательской экспериментальной деятельности всеукраинского уровня - и почти 89 учреждений в такой работе регионального уровня. Темы такой деятельности чрезвычайно разные. Все они полезны, главное, чтобы дети имели пользу от экспериментальной деятельности педагогов.

Министр напомнил присутствующим, слова великого педагога Константина Ушинского :, "Чтобы вы сказали об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить.". По этому поводу Дмитрий Табачник подытожил, обращаясь ко всем работникам дошкольной отрасли: "То же должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет четко и точно определить цель своей воспитательной деятельности". Информация языком оригинала: Формування здорової особистості – найголовніше завдання кожного педагога дошкільної ланки.

Состоялось торжественное награждение победителей Всеукраинских конкурсов. Министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник сердечно поздравил всех победителей и вручил им награды.
Призерами Всеукраинського конкурса «Лучшее дошкольное образовательное учреждение 2012 года» стали 5 образцовых дошкольных образовательных учреждений Украини.

День Дошкілля 2012Награждено дипломом победителя: дошкольное образовательное учреждение № 148 г. Николаева. Руководитель: Константинова Ольга Алексеевна.

День Дошкілля. Воронина.За личную инициативу относительно учреждения Всеукраинского Дня Дошкілля Благодарностью Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины и Всеукраинской общественной организации "Ассоциация работников дошкольного образования" награждено Воронину Татьяну Васильевну.

Информация языком оригинала: Блискучі п’ятірки українського дошкілля.

Ещё можно почитать:

Запись опубликована в рубрике Гостиная с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев на «Дошкольное образование: состояние и перспективы развития»

  1. Антонина говорит:

    Интересная мысль Даже совершенно

  2. Светлана говорит:

    Наконец-то важные вопросы дошкольного образования обговариваются честно и открыто на государственном уровне. Честно говоря ситуация с садиками катастрофическая, в смысле, чтоб в него попасть. Мы были записаны с рождения в несколько садиков и изрядно поволновались пока ребенок подрос и пошёл в детский сад.

  3. Юлия говорит:

    Уважаемая Лия! Я также была в составе делегации от Днепропетровской области как председатель местной организации и хочу поблагодарить всех организаторов праздника. Очень интересный материал уже по его итогам на Вашем сайте Семейные секреты — его сразу же можно использовать для работы.
    Я хочу информировать об уровне праздника в нашем регионе. По сайту «mis.dp.ua/» Вы в разделе «Новини» от 26.09 уведите сюжет о награждении лучших работников дошкольного образования г.Днепродзержинска, а в сюжете от 27.09 — до Всеукраинского дня дошкилля — сюжет о дошкольном образовании город и наше интервью. Если нужны фото о празднике в Киеве — готова поделиться С уважением, Попова Юлия Петровна.

  4. Ирина говорит:

    Очень удивительно, хотя я и сама присутсвовала на данной коллегии и слушала доклад, все таки не могу обозначить четкой линии развития дошкольного образования, да и о решении проблемм, которые будоражат общественность тоже не имею четкого представления. Решение почти всех проблем в нашей области возложено на самих педагогов и руководителей ДОУ. Не было сказано на коллегии про то, что некоторые политики в новинках «образовательных реформ» видят отмену обязательности дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста. Ассоциация работников дошкольного образования выступила с протестом против таких реформаторских решений.
    Я могу объяснить логику реформаторов.
    Во-первых, это снимет острую проблему очередей в детские сады, позволит государству не тратить средства на строительство и расширение сети дошкольних учреждений, ведь пребывание ребенка в детском саду дорого обходится государству (в 5 раз дороже, чем в школе). Не будет также такой острой проблемой и реализация требований к штатному расписанию.
    Во-вторых, образовательные реформы (которые вообще сегодня нереальные) требуют мощных интеллектуальных сил и больших финансовых затрат. Интеллекта наверняка хватило бы, а вот финансов на дошкольное образование всегда не хватает.
    В-третьих, современное общество, а главное — дети, требуют высококвалифицированных педагогов, а главное их психологической готовности к работе с детьми и родителями, но это требовать — значит негативно настроить самих педагогов против государственных реформ, так как заработная плата воспитателя такая низкая, что лучше обеспечивать дешевый авторитет определенными лозунгами в защиту педагога. На коллегии вновь говорилось о большом количестве бумаг педагога, но у педагога нельзя изымать планирования, ведь как он может знать как идти к цели. Это не у педагога много бумаг, а у руководителей. И это не просто бумаги, а приказы, информация, отчеты и, как правило, не по вопросам качества образовательного процесса.
    В-четвертых, не нужно вкладывать средства в методическое обеспечение образовательного процесса с учетом огромного количество направлений деятельности ДОУ.
    Итак, логика очень мощная.

    • Лия говорит:

      Спасибо, Ирина. Из Вашего комментария видно, что Вы человек неравнодушный, болеющий душой за дошкольное образование. Древние китайцы говорили «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен». Образовательные реформы затрагивают каждую семью, где растут дети. Будем надеяться, что за реформами последует стабильность, в которой реальность будет не хуже, а лучше, чем до перемен…
      Лия recently posted..Дошкольное образование: актуальные проблемыMy Profile

  5. Лия говорит:

    Спасибо, Ирина, за репортаж с места событий! Коллектив сотрудников ДНЗ № 148 города Николаева, родителей и детей поздравляю с высокой наградой и победой в конкурсе «Лучшее дошкольное образовательное учреждение Украины 2012 года»
    Лия recently posted..Школа или детский сад? Секреты готовности к школеMy Profile

  6. Ирина говорит:

    27 сентября замечательный осенний день — день, когда День дошкилля (перевода не нашла) получил статус официального всеукраинского праздника — праздника всех работников дошкольного образования.
    И так приятно, что детский сад № 148 города Николаева находился в самом эпицентре этого исторического события. Ведь во время расширенного заседания коллегии Министерства образования и науки, молодежи и спорта, в Киевском городском Дворце детей и юношества из рук Министра Дмитрия Табачника руководитель дошкольного учреждения № 148 Константинова Ольга Алексеевна получила награду за победу во Всеукраинском конкурсе «Лучшее дошкольное образовательное учреждение 2012 года».
    А в это время в самом дошкольном учреждении №148 происходил необычный праздник «Путешествие по стране дошкилля», которое объединило интересные события: Всеукраинский день дошкольного и Всемирный день туризма. В течение дня дети, их родители и педагоги пели песни, соревновались, искали сокровища, тренировались на настоящем туристическом и альпинистском снаряжении, которое с удовольствием предложили работники Областного центра туризма и экскурсий учащейся молодежи. В конце дня был проведен традиционный для дошкольного учреждения «Праздник печеной картошки».
    Браво педагогам-дошкольникам! Радуемся вместе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge