Перцептивное научение в раннем детстве

IMG_1792Ранний возраст (с года до трех) – особенный период детства, когда каждый день имеет огромное значение в развитии малыша. В зависимости от того, чем наделила ребенка природа, развитие его личности в этот возрастной период происходит очень быстро и зависит от социальных условий, в которых растет малыш.  Личностно ориентированное  образование, утверждающееся в практике работы групп раннего возраста дошкольных образовательных учреждений, накладывает на педагогов обязанность знать психологию детей этого возраста, понимать как ребенок познает мир, знание индивидуальных особенностей своих воспитанников и работу в тесной взаимосвязи с их семьями.

Принципы работы с группой детей раннего возраста:

  • Не навязывайте себя никому и детям в частности.
  • Если не знаете как повлиять – остановитесь!
  • Избавьтесь в вашем общении с детьми тех воздействий, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.
  • Избавьтесь от неприязни к детям и своих негативных эмоций.
  • Соблюдайте принцип равноправия и сотрудничества.
  • Не фиксируйте внимание на неудачах.
  • Давайте качественные оценки.
  • Не сравнивайте ребенка с кем-либо, не ставьте ей никого как пример.
  • Не выражайте ребенку свои симпатии в чрезмерной форме.
  • Используйте различные формы не словесной поддержки ребенка.

Соблюдение этих принципов в работе поможет воспитателям повысить свой самоконтроль. Это не только необходимое условие личностного роста взрослого, но и гарантия полноценного формирования представлений о свойствах и соотношении предметов у малышей.

Перцептивное научение детей происходит в течение всего времени их пребывания в дошкольном учреждении кратковременными периодами, которые могут возникать спонтанно. Остальное время дети свободно бегают, говорят или молчат, поют, шалят, когда им заблагорассудится. Воспитатель не сдерживает эти внутренние импульсы, однако, активизируя свободные действия детей, направляет их в русло развития перцептивных способностей и овладение общепринятыми нормами поведения.

Важнейшим условием успешного перцептивного научения есть собственное творчество педагогов, которое проявлялась в том, чтобы научиться гибко менять свою позицию, обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного, не нарушая при этом положительного эмоционального состояния ребенка, его внутренней свободы. Одним из показателей системы педагогических воздействий, важных для оптимизации   сенсорного воспитания в раннем возрасте, является эмоциональное благополучие детей в группе сверстников и дружеские отношения со значимыми взрослыми – работниками дошкольного учебного заведения. Внутренняя свобода и чувство безопасности освобождают познавательную энергию малышей.
Что же нужно делать взрослому, чтобы повышался уровень сформированости эталонных представлений ребенка?

Настройка взрослого человека на общую структуру мира строится и развивается с раннего детства. В начале такого развития ребенок открывает структуру своего окружения в ходе длительных экспериментов с ним, общения с окружающими его людьми. Способы, которыми происходит познание, вполне вероятно не отличаются от обычного процесса научного исследования. Ребенок интересуется своим окружением: исследует его, наблюдает. Он постоянно развивает все новые перцептивные гипотезы, которые наилучшим образом объясняют его опыт. Когда он это делает, то «настраивается» на свое окружение, развивает правильные реакции для адекватного восприятия структуры этого окружения. С возрастом этот процесс сворачивается, становится привычкой. Но, только индивид сталкивается с чем-то новым, странным, неожиданным, он вновь становится способным к абстрагированию новых структурных конструкций, продолжая те опыты и наблюдения, которые были присущи раннему детству.

Логика перцептивного научения заключается в том, что педагог, ориентируясь на требования действующих государственных программ и степень сформированности эталонных представлений каждого ребенка в группе, создает предметно-развивающую среду, насыщенную перцептивными материалами и содержащими перцептивные задачи. Осуществляя дидактическое сопровождение перцептивного развития ребенка посредством предметов окружающей среды, педагог опосредованно влияет на накопление перцептивного опыта каждого ребенка. Учитывая личную заинтересованность ребенка в сенсорной информации, воспитатель активизирует его перцептивные действия. Таким образом, преодолевается первая граница поступления сенсорной информации в сенсорно-перцептивный аппарат ребенка: превращение важной для развития ребенка сенсорной информации из «сенсорного шума» в ту, на которую ребенок обращает внимание.

Начинается набор и осознанное восприятие ребенком информации о перцептивных содержаниях на уровне идентификации по принципу «такой - не такой», перцептивные действия превращаются в перцептивную деятельность.

Накопление перцептивных смыслов при предметно-манипулятивная деятельность, подводит ребенка ко второй границе поступления сенсорной информации в его перцептивный аппарат: осознание перцептивной задачи, желание ее решить. На этом этапе со стороны педагога важны: поддержка спонтанных проявлений детей; поощрение инициативы и усилий ребенка, независимо от результата деятельности, высокая речевая активность педагога в названии свойств и соотношений предметов. Не нужно требовать от ребенка повторения названий свойств и соотношений предметов, а допущенные ребенком ошибки исправлять не указывая на них.

При условии соблюдения этой логики педагогом состоится преодоление третьей границы поступления сенсорной информации в перцептивный аппарат ребенка: укрупнение перцептивных смыслов за счет вербализации перцептивного опыта. Но на этом этапе существует своя закономерность. Ребенок только тогда будет осознанно вербализировать (озвучивать) перцептивный опыт, если свойства и соотношение предметов будут иметь для малыша личностный смысл: это и собственно заинтересованность относительно «Я» ребенка, и гордость за достижения, и использование приобретенной информации как «мостика» с целью наведения социальных контактов. То есть мотивация к восприятию содержится в типе социального соучастия.

У каждого ребенка в младшего дошкольного возраста, если он не имеет недостатков в воспринимающих системах, можно сформировать представление о свойствах и соотношениях предметов, которые лично значимы для нее, если педагог, осознавая конечный результат перцептивного научения, как заданную цель для себя, определит оптимальные условия организации этого процесса.

Комплексный подход состоит из трех компонентов которые взаимосвязаны с условиями оптимизации сенсорного воспитания:

# Психологический компонент нацеливает воспитателей к применению принципов работы с малышами, построенных с учетом природных закономерностей развития детской психики. Это положительно отражается на выработке стиля руководства перцептивным научением – требовательна доброжелательность. Овладев им, педагоги становятся для детей «объединительным центром», благодаря этому происходит «очеловечивание» предметно-развивающей среды;

# Содержательный компонент предполагает структурированность и гибкость примерного планирования, в котором заложена логика перцептивного научения. Воспитателю следует применять учебно-воспитательные воздействия и перцептивные задачи, адекватные этапу перцептивного научения ребенка, привлекая его внимание к определенным дидактическим играм и бытовым ситуациям;

# Практический компонент характеризуется методическими рекомендациями по вопросам организации и планирования продуктивных видов деятельности, составленными в соответствии с примерным планированием; отработкой методики: дидактическое сопровождение игр детей; изготовлением вариативных игр и дидактических материалов.

Ещё можно почитать:


Запись опубликована в рубрике Кабинет с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge