Мы подошли к организации педагогического процесса в группе раннего возраста дошкольного образовательного учреждения с желанием свободно без принуждения осуществить сенсорное воспитание детей второго-третьего годов жизни, под углом регламентации их жизнедеятельности.
Предложенный нами путь активизации спонтанной деятельности предполагает дидактическое сопровождение перцептивного научения детей, установление межличностных контактов между педагогом и группой детей, когда ребенку предоставляется право выбора деятельности.Педагог, активизируя спонтанную деятельность ребенка, превращает ее в два взаимосвязанных процесса – общение и совместную перцептивную деятельность. Применение данного подхода в перцептивному научению детей раннего возраста проявляется в том, что педагог вызывает у детей интерес к свойствам и соотношениям предметов в тех видах деятельности, которые предпочитает ребенок. Воспитательница создает атмосферу увлеченности, умственного поиска, привлекает внимание детей к сенсорной информации с целью накопления перцептивного опыта, а затем незаметно сокращает свою активность, уступая инициативу ребенку.
Рассмотрим подробнее условия оптимизации сенсорного воспитания детей раннего возраста, которые являются составляющими комплексного подхода к перцептивному научению.
Планирование и организация учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Примерное планирование учебно-воспитательного процесса в группе раннего возраста дошкольного образовательного учреждения дает возможность педагогу осуществлять педагогическое руководство перцептивным научением детей, учитывая структурированное содержание образования и учитывая восприятие детей и свои творческие замыслы. Суть примерного планирования заключается в том, что насыщенность различных видов детской деятельности конкретным содержанием основывается на логическом объединении учебного материала из разных сфер и блоков и последовательном изложении его; сопутствующем характере изобразительной деятельности и игр детей, на общей теме, которая изучается в течение недели.
Задачи перцептивного научения заложены в примерное еженедельное планирование учебно-воспитательного процесса, реализация которого рассчитана на один учебный год в группе раннего возраста дошкольного образовательного учреждения. Формирование представлений о свойствах и соотношениях предметов происходит ежедневно в разных видах детской деятельности. При таком подходе, когда программа становится не догмой, а руководством к действию, воспитатель осознает, что можно работать по-разному, но получать высокий конечный результат.
При нашем подходе процесс познания свойств предметов окружающего мира и их соотношений берет начало от продуктивных видов деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) и закрепляется в течение дня в бытовых ситуациях и дидактических сенсорных играх, содержащих перцептивные задачи.
Овладение стилем педагогического руководства, благодаря которому осуществляется перцептивный развитие детей.
Взрослым, ответственным за образование малышей следует знать, что не в горячей и страстной любви нуждаются дети, а теплой, доброй сердечности. Лучшей воспитательной линией является середина между постоянной строгостью и добродушной мягкостью, при которой происходит потакание ребенку во всем. Нужно интересоваться и знать внутреннюю жизнь ребенка, его запросы и по возможности удовлетворять все его потребности, которые способствуют здоровому росту. В. А. Сухомлинский одним из самых ценных качеств воспитателя считал человечность, глубокую любовь к детям. Любовь, в которой сочетаются сердечная доброжелательность матери с мудрой строгостью и требовательностью отца.
Требовательная доброжелательность выбрана нами как стиль педагогического руководства перцептивным научением. Это система способов и приемов воздействия на детей, не подавляют достоинство ребенка и, в то же время, не потакающая ей во всем. Такой стиль руководства направляет энергию ребенка на познание сенсорной информации и накопление перцептивного опыта.
Основными элементами стиля «требовательна доброжелательность» являются: устойчиво-положительное отношение к ребенку, которое проявляется в доминировании похвалы и поддержки над указаниями и замечаниями, обеспечение стабильного положительного личностного общения, использование личностно ориентированных обращений к ребенку, ориентация педагога на сигналы, идущие от ребенка, как на показатели соучастия самого ребенка во взаимодействии; демонстрация ребенку своего заинтересованного отношения к нему, к его делам, предоставление ребенку альтернативы для выбора действий и возможности закончить значительные для него дела, отношение к детским ошибок, как к полезной информации об уровне сформированности эталонных представлений каждого ребенка.
То есть речь идет о таком стиле руководства перцептивным научением, при котором ребенок сам активно заинтересован научиться у взрослого на основании личного участия в освоении окружающей действительности. При таком педагогическом идеале у воспитателя меняются самостоятельные установки: не дать детям знания, НЕ вооружить их умениями и навыками, а развить у ребенка желание усваивать сенсорную информацию, создать условия для того, чтобы малыш активно приобретал перцептивный опыт взаимодействия с окружающей средой, сопровождать его стремление к саморазвитию, сделать процесс перцептивного научения легким, естественным, радостным для детей и взрослых.
Перцептивное научение детей более успешно происходит при взаимодействии взрослого с детьми, в их совместной продуктивной деятельности, которая протекает в непринужденной, необязательно форме, где воспитатель равноправный партнер, из середины этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрируя различные способы действий, решая вместе с детьми проблемы, если они возникают.
Педагогу следует научиться гибко менять свою позицию, обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного, не нарушая при этом положительного эмоционального состояния ребенка, его внутренней свободы. Оптимизация сенсорного воспитания возможна при условии осуществления перцептивного научения в «очеловеченной» среде, когда ребенок чувствует теплое отношение, заинтересованность, заботу, эмпатию к себе со стороны взрослого, но лишен его мелочной опеки и чрезмерной регламентированности своей жизни.
В процессе общения с ребенком и во время совместной предметной деятельности, в которой воспитатель намеренно создает ситуации неопределенности, сопровождение словам взрослого впечатлений малыша помогает установлению связей между зрительным, слуховым и кинестетическим каналами восприятия, формирует способность вызывать названные свойства в воображении.
Если ребенок чувствует психологическую поддержку своих усилий, то ситуации неопределенности стимулируют его к конкретизации общих перцептивных смыслов, дают возможность самостоятельно добывать сенсорную информацию и формируют желание ребенка к самостоятельному познанию окружающего мира.
Использование развивающего потенциала окружающей среды для активизации саморазвития ребенка.
Учитывая влияние ближайшего окружения на перцептивное развитие маленького ребенка, следует соблюдать педагогические требования к окружающей среде, среди которых привлекательность и доступность, содержательно-информационный предметный характер, разнообразие, насыщенность, неординарность, изменчивость, очеловеченность. Среда должна помогать ребенку «на ощупь» познавать мир и облегчать развитие ребенка.
Воспитатель создает предметно-развивающую среду для группы детей. Но только создать среду недостаточно. Ребенок сам без помощи взрослого не раскроет назначения созданной среды. Воспитателю для того, чтобы быть уверенным в эффективности своих усилий, нужна не застывшая методика, а ориентиры для осуществления дидактического сопровождения перцептивного научения детей. Каждый предмет окружающей среды несет разнообразную сенсорную информацию. Ее восприятие начинается с того момента, когда «луч внимания» ребенка «зацепится» за эту информацию. Это может происходить с помощью взрослого или вопреки его усилиям.
Перцептивное научение проходит четыре последовательных этапа, которые можно обозначить содержательно. Каждый этап имеет свою цель и задачи. Но по времени каждый ребенок проходит их в собственном темпе. Задача для педагога заключается в том, чтобы учитывать этап, на котором находится ребенок и, в соответствии с этим, осуществлять его перцептивное научение, выбирая определенные учебные воздействия. Определим их.
На первом этапе перцептивного научения (гармонизация информационного поля) задача для педагога состоит не только в том, чтобы наполнить предметно-развивающую среду дидактическими материалами перцептивного содержания, но и в большей степени в овладении умением использовать развивающий потенциал среды, ненавязчиво привлекая внимание малышей к свойствам и соотношениям предметов: визуальных (цвет, форма, размер, пространственные соотношения), аудиальных (звучание), кинестетических (запах, вкус, осязание).
На втором этапе перцептивного научения (накопление перцептивного опыта) задача для педагога сводится к активизации спонтанной деятельности ребенка относительно свойств и соотношений предметов. Он поощряет ребенка присматриваться, прислушиваться, прикасаться к предметам окружающей среды, манипулировать ими. Важным, с методической точки зрения, на этом этапе является то, что благодаря примеру взрослого или более осведомленного сверстника и собственному инициативному подражанию, малыш начинает обращать внимание на свойства и соотношения предметов. С этого времени узнавание, соотнесение предметов по их свойствам и вербализация эталонных представлений становится для ребенка перцептивной задачей.
Третий этап перцептивного научения (понимание перцептивной задачи) предусматривает усовершенствование перцептивной деятельности детей на пути проб и ошибок. Задания для педагога на этом этапе состоит в поощрении ребенка к активной перцептивной деятельности и в положительном подкреплении правильных сенсо-моторных решений. Ошибки же детей исправляются без наказания, упреков, осуждений. Педагог словесно обозначает те свойства и соотношения предметов, на которые направляется внимание малыша.
Четвертый этап перцептивного научения (словесное обозначение эталонных представлений) характеризует то, что ребенок по собственной инициативе называет свойства предметов и их соотношения. Задания для воспитателя на этом этапе состоит в том, чтобы не требовать от детей запоминания слов, обозначающих свойства и соотношения предметов, не ускорять искусственно процесс формирования эталонных представлений, а в различных бытовых ситуациях повышать интерес ребенка к перцептивным материалам и ее мотивацию к самостоятельному называнию свойств и соотношений предметов. Причиной детской инициативы в названии цвета и тех свойств предметов, которые познаются на ощупь, форм, размера, звучания, вкуса, запаха, пространственных соотношений предметов, являются личностные смыслы, а также «гордость за достижения».
Согласен, что пост получился удачным. Хорошая работа!
Оригинальная идея. Интересно сколько времени длился эксперимент. Сколько автор на это потратил?
Достаточно интересная и познавательная тема даже не для професионала. Узнала много интересного для себя