Половой вопрос со времён Библейских Адама и Евы остаётся актуальным при любой организации общества. Меня тоже не обошел научный интерес к этой проблеме. За семь лет научно-исследовательской экспериментальной работы по вопросам полового воспитания детей от рождения до 18 летнего возраста по этой теме изучено более 500 литературных источников научного, методического, публицистического плана, имеются собственные наработки: статьи, публичные выступления, обучающие пособия с грифом Министерства образования Украины. То есть мне есть чем поделиться с вами, уважаемые гости, по половому вопросу на страницах этого блога. Но давайте обо всем по порядку.
Пол − понятия многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других.
С биологической точки зрения пол − это совокупность морфологических и физиологичных особенностей организма, которые обеспечивают половое размножение, суть которого сводится в конце концов к оплодотворению.
С медицинской точки зрения пол − принадлежность организмов или специальных клеток к одной из двух группам, которые отличаются между собой тем, что репродуктивный процесс происходит между представителями разных групп, однако не внутри данной группы.
В психологии пол рассматривается как совокупность определенной половой идентичности, то есть ощущение и осознание своей половой принадлежности и связанные с ней психосексуальные ориентации, система половых ролей, в ракурсе которых индивид различает критерии «мужественности» и «женственности», оценивает себя по этими критериям и претендует на соответствующую деятельность и социальный статус.
Пол с педагогической точки зрения − биосоциальная особенность человека. Биологическая − потому что обусловлена генными структурами, а социальная − поскольку ее проявления в поведении и действиях человека являются результатами формирования половых представлений в соответствии с воспитанием и влиянием социального окружения.
Все исследователи, которые брались за изучение пола человека оказывались в своеобразном тупике, пока не пришли к решению рассматривать пол в двух аспектах (sex и gender).
- Sex − биологический пол − сексуальное развитие − многоуровневый процесс, в котором каждый период опирается на все предыдущие, и в то же время действует автономно от них. Это порождает большое количество индивидуальных вариаций, которые не могут быть только наследственными, или приобретенными в результате воспитания.
- Gender − социальный пол − гендерное воспитание − процесс, направленный на формирование определенных черт, которые определяют необходимое обществу отношения человека к представителям другого пола и собственной половой принадлежности.
Поэтому в дальнейшем, когда мы будем рассматривать вопросы пола, обязательно будем уточнять о каком аспекте идёт речь о социальном или биологическом. А теперь немного истории полового вопроса.
На ранних этапах развития общества половые связи были стихийными и практически нерегулировались. По мере общественного развития в истории человечества половой вопрос постепенно набирал более определенные и более регламентированные формы. Это было, прежде всего, связано с вопросами наследования собственности и необходимостью четкого определения круга владельцев по родственному признаку. Таким образом, уже в давние времена сформировались установки в сфере полового поведения, которые надолго укоренились в общечеловеческом сознании. Нормы половых связей предусматривали общественно санкционированные ограничения на выбор сексуального партнера и регуляцию этих отношений в рамках института семьи. Охрана этих принципов вошла существенным компонентом в идеологию мировых религий.
Необходимые, с точки зрения общественной целесообразности, ограничения сексуальной активности породили крайние формы идеологических, этичных и бытовых установок. Согласно ним, сексуальные контакты целесообразны лишь для продолжения рода и только в этом качестве терпимы и приемлемы. Половое влечение рассматривалось как продиктованное низменными животными инстинктами и заслуживало подавления. Религиозная мораль проповедовала как путь к совершенству духа − усмирения «плотских желаний», которое проявилось в крайней форме апологии − чрезмерного восхваления аскетизма.
Преемственность этих принципов в практике полового воспитания на протяжении длительного времени воплощалась в охранительно-запретительных воспитательных воздействиях. Информация о половых отношениях расценивалась как безусловно вредная для подрастающего поколения. Элементарные сведения о детородной функции, о половом взаимодействии молодые люди должны были получить от родителей незадолго до вступления в брак.
В средневековье образ ребенка был неоднозначным. С одной стороны, дитя считалось воплощением чистоты и невинности, а с другой − из-за сельского уклада и повседневного участия детей в жизни взрослых, их нельзя было уберечь от сексуальных впечатлений. Но никто, за исключением, разве что монахов, и не пытался этого делать. Например, к проявлению сексуальности у мальчиков взрослые относились снисходительно. Мастурбация считалась безвредным детским грехом, а юность − возрастом, когда физически невозможно подавить свои сексуальные желания.
В Европе резкой границей понимания сути полового воспитания стал семнадцатый век. Провозглашая принципы строгого контроля над поведением и ощущениями ребенка, родители стремились полностью защитить его от половых вопросов, даже от возможности видеть собственное обнаженное тело. В обиходе начали появляться такие «творения» человеческой мысли, как замки против мастурбаций, «пояса верности». И если в начале семнадцатого века родители и другие взрослые не только свободно обсуждали при детях вопрос пола, но и не видели ничего плохого в том, чтобы мальчику «поиграть» со своим половым членом, доводя его до эрекции, то уже в середине века взгляды на половое поведение детей стали диаметрально противоположными. В дворянских семьях, например, начали отделять детей от взрослых, что привело к отчужденности между родителями и их детьми. А заботу о детях доверили специально приставленным воспитателям. К тому же разделение детей на мальчиков и девочек стало жестче, и появился запрет на детскую наготу. Даже укладываться спать детям приказывали так, чтобы, подойдя к кровати, они не имели возможности разглядеть формы тела и распознать половые признаки.
В восемнадцатом веке утвердилась мысль, что онанизм − опасная болезнь. Считалось, что онанизм порождает безумие и моральную деградацию. В доказательство своей теории врачи приводили примеры мастурбации психически больных, то есть неверно толковали явление, путая, как это часто происходит, причину и следствие. Но действительно не мастурбация была причиной душевной болезни, а душевная болезнь «стирала» нормы общественной морали и делала допустимым неприличное поведение в присутствии посторонних людей.
Различное отношение к интимным проявлениям имело место в разные времена. Запрещения на физиологическиеские акты были сравнительно редки, наоборот − половой акт в присутствии или с помощью слуг и рабов считался полностью естественным в разных культурах. А короли и другие вельможные сановники в эпоху «мушкетеров и придворных дам» считали полностью приличным не только есть в присутствии верноподданных, но и сидеть на горшке перед ними.
Люди в те времена были настолько запуганы последствиями онанизма, что в борьбе с «детским грехом» применяли даже кастрацию. В романе Максима Горького «Дело Артамоновых» есть эпизод начала прошлого века, когда мастурбирующий посторонний мальчик был убит ударом сапога, чтобы «эта зараза не распространилась на наших детей». В то же время, по свидетельству другого известного писателя − Марка Твена, церковь не только активно выступала против подростковой мастурбации, вынуждая регулярно исповедаться в этом «грехе», но и сама становилась непроизвольным инициатором детской мастурбации. Мальчики специально искали и находили в Библии места с сексуальным содержанием, от чего возбуждались и мастурбировали.
На грани XIX − XX веков значительное изменение по поводу проблем пола и полового воспитания случилось под воздействием учения Зигмунда Фрейда. Идеи Фрейда о сексуально детерминированной окрашенности практически всех проявлений активности человека сначала были встречены общественностью с возмущением. Однако достаточно быстро на смену отторжению пришел интерес, а потом и энтузиазм относительно психоаналитической трактовки природы личности. Под воздействием этих идей постепенно была пересмотрена охранительно-запретительная тактика полового воспитания.
Половой вопрос в советской педагогике носил противоречивый характер. В первые годы советской власти энтузиазм по поводу освобождения от многовековых ограничений вылился в открытую проповедь «новой половой морали», а точнее − полного устранения ограничений в сексуальной сфере. Общество достаточно быстро оценило деструктивный характер этой тенденции, что привело к противоположной крайности.
В основу концепции полового воспитания в советской педагогике легли идеи известного педагога А. Б Залкинда, который увлекался идеями Фрейда и пытался впоследствии соединить их с постулатами марксистской идеологии. В итоге сформировался и закрепился некий набор педагогических догм:
- Половые потребности и половое влечение − проявления одной из низменных пластов человеческой натуры и потому нуждаются в жесткой регуляции и управлении.
- Общество имеет право строго регламентировать даже индивидуальное поведение вплоть до выбора партнера.
- Сексуальным партнером для женщины может выступать исключительно мужчина.
- До момента вступления в брак все проявления сексуальности должны быть подавлены.
- Стихийно возникающие половые потребности растущего организма следует с помощью жесткого педагогического воздействия переориентировать в русло социально приемлемой деятельности.
Работы советских педагогов по проблемам полового воспитания долгие годы сводились к проповеди творческой активности и спортивных занятий как «заменителей» полового поведения. На протяжении десятилетий педагогика оставалась по существу «бесполой»: не брались во внимание особенности психосексуального развития детей и связанные с полом характеристики формирования личности; половое образование сводилось к привитию гигиенических навыков и запугиванию негативными последствиями внебрачной половой жизни. Познакомьтесь с образцом «полового воспитания» той эпохи:
Один из моих любимых педагогов-классиков − А.С. Макаренко, которого иногда представляют противником полового воспитания, приводя в доказательство вырванные из контекста его работ фразы, сформулировал основной принцип полового воспитания: «Как и во всей своей жизни, так и в жизни половой, человек не может забывать о том, что он является членом общества… И в половой сфере эта общественная нравственность предъявляет каждому гражданину определенные требования… Она требует, чтобы половая жизнь человека, каждого мужчины и каждой женщины, находились в постоянном отношении к двум областям жизни: к семье и к любви… Отсюда ясные цели полового воспитания. Мы должны так воспитывать наших детей, чтобы они только по-любови могли наслаждаться половой жизнью и, чтобы свою страсть, свою любовь и свое счастье они реализовывали в семье».
Начиная с середины 60-х годов усиливается внимание к семье, выполнению ею своих социальных функций, а с начала 70-х годов становится очевидной необходимость серьезной научной разработки проблем семьи, пола и сексуальности. Основные положения этого нового этапа сформулированы Игорем Семёновичем Коном, который подчеркнул существование ряда объективных условий изменения моральных норм: увеличения разрыва между половым и социальным дозреванием, урбанизация, уменьшение удельного веса семьи, как фактора социализации, кризис двойного стандарта, наивность представлений о «естественных» нормах сексуальной морали и необходимость системной разработки проблем пола и сексуальности для педагогики. Однако деятельность Игоря Кона, относительно развития науки сексологии, постоянно встречала сопротивление. Автобиографическое свидетельство из его официального письма, написанного 1 января 1984 года директору Института этнографии академику Ю.В. Бромлею, предоставляют ясную картину непринятия в советские времена научных исследований, связанных с половым вопросом: «Мне очень жаль, что такая серьезная, нуждающуюся в огромном труде попытка преодолеть многолетнее глубокое отставание отечественной науки в одном из фундаментальных, тех, которые имеют большое практическое и общекультурное значение разделов человековедения, поддержанная ведущими советскими учеными многих специальностей и высоко оцененная за рубежом, разбилась о некомпетентность, безразличие и ханжество». Даже сегодня, после ухода в 2011 году учёного из жизни, продолжаются «пляски на костях» и критика его трудов. Но ищущие люди всегда делают выводы самостоятельно. В интернете пока ещё есть персональный сайт Игоря Кона, где непредвзятый читатель сможет прочитать его работы и составить своё собственное представление об этом человеке и его вкладе в науку.
Половой вопрос настолько многогранен и обширен, что в рамках одной публикации не возможно раскрыть все его нюансы. А сейчас посмотрите ролик об урегулировании ситуации по половому вопросу в феврале этого года в Санкт-Петербурге. В нём отразились современные европейские веяния, которые ещё с десяток лет тому были бы просто не реальны. О современных тенденциях в половом вопросе в следующих статьях.
Оставляйте свою точку зрения по половому вопросу в комментариях к этой статье и не забудьте кликнуть на кнопки соцсетей, если хотите поделиться информацией, изложенной в этой публикации, на своих страницах.
у Вас хороший блог, успехов в дальнейшем его развитии! 🙂
неужели правда???мне всегда казалось, что спорт наоборот повышает всякие либидо. Я анаболик давно пью, но больше для общего тонуса и для спортивных успехов – ну мыщцы там, все такое. Эффект нравится, побочек никаких не наблюдаю.
Статья очень нужная. Наша страна всегда была страной контрастов. То кричали о том, что «у нас в стране секса нет», то, как сейчас, от реклам с голыми тетками не продохнуть. А «12 половых заповедей мирового пролетариата» — это вообще плод восполенного мозга. Присоединяюсь к мнению православных священников о том, что педафилов нужно изолировать из социума, вплоть до лишения их жизни. В Вашей статье,Лия, содержится много поучительной информации о том, каким образом говорить правду детям о вопросах полового воспитания. И еще хотелось бы иметь какую-нибудь художественную литературу для малышей. Спасибо Вам.
Спасибо за познавательную информацию. Отличный блог, ставлю в закладки.Желаю успеха.
Очнь познавательно, спасибо! Ждем практических советов )) Наш деть еще вопросов не задает, так что как раз овладеем сперва теорией )))
Лия, очень основательно прошлись по половому вопросу. Интересная статья, очень понравилась. Свой сайт не забрасываю, все еще впереди! Маленький тайм — аут. Сейчас на тренинге, одновременно по созданию интернет магазина с ноля, и тоже на продвинутом буду продолжать от 500 до 1000. Будем развиваться чего и всем желаю.
Да, уж. Тонкий вопрос. У меня как раз ребенок начал вопросы задавать, да подробности требовать. Куда-то дел полноценную книгу по этому вопросу. Придется самому всё рассказывать. Я склонен все рассказать, как есть. Пока, только не составил план рассказа. Многое он знает, но просит подробностей. По-моему, если я сейчас расскажу (спокойно и без дурацкого стыда), то это повлияет на его отношение к сексу в дальнейшем. В том числе и спокойное отношение к мастурбации. Проблемы пыталась создать «православная» теща, пытавшаяся привить мальчику в 3.5 года отвращение и стыд перед половыми органами, из-за чего у него появился нездоровый интерес. Я эти попытки жестко пресек и теперь всё нормально, вроде бы.
Но в статье я вижу много исторической информации, но очень мало практической. Мне, как отцу и мужу, всё равно в каком году кто когда куда кого. Мне важно понять, как рассказать всё, но при этом не нарушить закон (черт бы его побрал) и не шагнуть в потные объятия ЛБГТ-активистов.
Борис, я этому тонкому вопросу посвятила 7 лет научной деятельности, так что представьте, мне есть чем поделиться и с практической точки зрения в половом воспитании детей! Просто невозможно выложить всю инфу сразу. Подписывайтесь на обновления, что б быть в курсе всех материалов сайта и того, что сюда не попадёт)))
Вот смотрю я на сегодняшние сексуальные тенденции и даже моду на сексуальные отношения. И вижу эффект «бесполого» прошлого. Жду следующей статьи. Очень интересно будет почитать.
О, Таисия! Половое воспитание — мой научный «конёк». Мне ещё много есть о чём рассказать в этом направлении)))
Актуальная тема. Содержательная статья. Наши родители стыдились подобных вопросов. Информацию приходилось добывать где угодно, только не в семье. Может сейчас хоть что-то изменится!
Конечно, семья первый источник информации для ребёнка, а что ещё важнее — пространство формирования взглядов и убеждений маленького члена общества. Половое воспитание ребёнка — такой же важный аспект воспитания как и умственное, физическое, эстетическое и другие направления. Кажется в обществе начинает формироваться осознание этого.