Родители первоклашек раскрывают семейные секреты

Понимание. Семейные секреты родителеИ так эйфория от первого школьного дня осталась позади в первом сентября. И у маленького ученика и у его родственников начались суровые будни. От того как взрослые смогут организовать малыша и самоорганизоваться по отношению к его школьной жизни в какой-то мере будет зависеть как пройдет адаптация к новой жизненной ситуации: будет ли обучение приносить ребенку радость или превратится в неприятную повинность. 

Вот первый секрет  родителей первоклашек. Здесь, как ни в каком ином деле будет актуальным совет Карлсона «Спокойствие, только спокойствие!» Я уже писала о своем отношении к физическим воздействиям на детей и о том, что своего сына вырастила без рукоприкладства, но в первые школьные дни «Остапа понесло», то есть меня. Как сознательная мамочка, я хотела, что б у моего ребенка все было идеально в учебе, но как этого достичь - не знала. Сын со своей стороны тоже очень старался. С первого дня он отстоял свое право носить свой портфель самостоятельно. Учительница для чего-то попросила принести все выданные детям книжки и тетрадки. Сын тащит перегруженный ранец, пыхтит. Уговариваю его, предлагаю свою помощь. В ответ категорический отказ с обоснованием: «Мама, если бы у меня был сынок, и ели бы он говорил, что не надо мне помогать, я бы к нему не приставал».

После уроков застаю сцену в школе:  чужая бабушка отчитывает моего взъерошенного отпрыска «Не подходи к моему внуку, не мешай ему учиться. Он вчера и так целый день из-за тебя был наказан». Ну это вероятно за последствия 1-сентябрьского похода в гости к нам во двор. Я не выдерживаю, срываюсь, воспитываю сына всю дорогу, дома продолжаем воспитывать вместе с бабушкой. И только папа, пришедший с работы остужает наш пыл. И спасибо ему за это.

Прилежание. Семейные секреты родителей первоклашекВторой секрет. Оказывается, для того, что бы ребенок успешно учился в начальной школе, у него должны быть сформированы три П: послушание, понимание, прилежание. Так вот с пониманием у моего сына все было великолепно: чтение, математические способности. С послушанием тоже вроде нормально, можно было договориться, если относиться к нему с уважением. А вот прилежания было ноль. Не понимая этого в первые школьные дни я срывалась на крик вместо того, что бы подумать о том, как помочь первоклашке организовать учебное пространство. Осознав, что ор ничего хорошего не дает ни мне ни сыну, объяснила ему, что кричу на него не потому что не люблю, а потому что не знаю, как сделать, что бы он лучше учился. Призналась, что поняла, что криком делу не поможешь и попросила останавливать меня, если вдруг буду срываться, словами: «Мама, не кричи на меня». Вместе мы с этой проблемой справились. А вот с организацией пришлось поднапрячься.

Недавно мне на глаза попались советы одной мамочки по этому поводу. Приведу их здесь с небольшими правками. И так, продолжаем открывать семейные секреты: чему могут научить родители первокласника, для того, что бы сделать его обучение более эффективным и при этом привнести в жизнь всей семьи спокойствие с первых дней учебы и на последующие годы.

1. Учить организовывать пространство перед началом выполнения действий. Перед началом выполнения домашнего задания по какому-то предмету удостовериться, что все необходимое лежит на столе, а все излишнее сдвинуть в сторону или убрать с глаз долой. Ребенку трудно не отвлекаться, особенно, когда есть, на что. Следовательно, сначала научите ребенка сосредоточиваться на нужном, убрав все излишнее. А навык игнорировать излишне, когда его не удается убрать, это уже второй шаг. Если это смешать, то многие начинающие ученики просто будут нервничать, перенапрягаться и покажут знания и умения ниже возможных результатов.

2. Учить делать задание самостоятельно, подходить с вопросами к родственникам. Уделяйте внимание формулировке самого вопроса. Если вы сразу приучите ребенка, что уроки делаете вместе, то ребенок просто не поймет, когда однажды надо будет почему-то работать самостоятельно. Привычка формируется сразу: или один на один с книжками и тетрадями, или обязательно с кем-то, кто контролирует и несет ответственность за качество выполнения, а ребенок просто механически пишет – говорит - повторяет. Отметьте то, что черновики - это место, где можно ошибаться, чтобы научиться (ошибаться - это один из нормальных и правильных, необходимых шагов во время учебы). Следовательно ребенок должен сам работать в черновике, подходя (а не криком звать родителей к себе) к родителям с четкими вопросами. Не "я ничего не понял, давай сделаем вместе", а "я не понял слово ...", "я забыл, как обозначается согласный" и так далее. Так ребенок отделяет то, что знает, от того, чего не знает, и жизнь налаживается. Потому что победить ощущение "я ничего не знаю, у меня ничего не выходит" почти невозможно, а вот выяснить ответы на определеные отдельные четко поставленные вопросы - легко и просто. Не спешите отвечать ребенку, даже если вы знаете правильный ответ. Сначала вместе с ним поищите, где это написано в учебнике или в пособии. Так вы приучите ребенка пользоваться литературой. Объясните, что вы во-первых пересматриваете то, что выделено цветом, форматом, пиктограмами - потому что так во всех учебных книжках отмечают что-то важное: правила, законы и так далее. И в другой раз, когда вы порекомндуете ребенку самостоятельно посмотреть учебник и попытаться самому найти ответ на поставленный им же вопрос, он уже не будет стараться прочитать все от первой страницы до данных о тираже, сквозя взглядом сквозь тексты заданий к взлелеянному в мечтах правилу.

3. Учить собирать вещи по очереди, кучками, а потом складывать в портфель, ранец или рюкзак. Собирать ранец должен сам ребенок.
Во-первых, это его вещи, и следить за ними должен владелец.
Во-вторых, кто рюкзак сложил, тот и знает, где и что там лежит. Первоклашка может волноваться и просто не заметить, что нужная тетрадка или бумага для рисования или аппликации лежит в портфеле, и скажет учителю, что у него чего-то нет, и будет работать с подручными материалами, а не так, как надо. А если еще учительница проявит недовольство по-поводу отсутствия канцтоваров или еще чего архиважного, то вновьиспеченный ученик еще и расплакаться может.
В-третьих, если ребенок сам приучен складывать вещи дома, то и в школе что-то из его личных вещей оставаться будет реже. А если ребенок приучен брать в руки рюкзак, в котором все появилось и сложилось само, то после уроков, он просто возьмет рюкзак и пойдет, не посмотрев, что упало, что помялось, что осталось не сложенным.Чтобы ребенок не запутался, не забыл ничего, нужно учить его класть перед собой расписание, собирать в одну кучку все для первого урока, потом рядом - все для второго и так далее. Если одно и то же нужно для нескольких уроков (пенал, например), то пусть просто по списку пальцем проверяет, есть ли все в пенале для каждого следующего урока. Постепенно в пенал вернеться линейка, которая спряталась под чем-то или осталась в альбоме, какой-то карандаш, ластик. А уже потом все эти пачки ребенок должен сам разложить в рюкзак - тетради отдельно, учебники отдельно. Для тетрадок существуют отдельные папки, но не всегда их рационально использовать – лишний вес и к тому же, что б достать какую-то тетрадку, ребенку нужно перед каждым уроком доставать эту папку и перекладывать все тетради в поисках нужной. Еще остается сложить пенал, специфические пренадлежности для определенных уроков. Со временем ребенок приучится на глаз определять, все ли на местах, есть ли все, и это произойдет достаточно быстро, если ребенок будет понимать выше описанную логику слов «все собрал».

4. Все, что нужно выучить на память, с первого дня нужно учить ребенка громко читать вслух, разбирать текст, чтобы каждое слово и формулировка имели смысл. Повторить, можно сбиватися на пересказывание своими словами, чтобы передать заложенный в правиле-стихотворении-рассказе смысл, а потом уже оттачивать точность слов и рифм. Часто, выполняя задание выучить на память, просто зазубривают набор звуков, при этом используется кратковременная память, используется лишняя энергия, качество знаний не изменяется в лучшую сторону. Поэтому перед тем, как учить уже именно на память, уделите внимание разбору того, что надо выучить по такой схеме: что это, о чем это, зачем это.

Вот такие семейные секреты,  которые думаю будут полезны родителям всех первоклашек. И для поднятия настроения юмористический ролик о «пользе» механического зазубривания в начальной школе.

Ещё можно почитать:

Запись опубликована в рубрике Детская с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

10 комментариев на «Родители первоклашек раскрывают семейные секреты»

  1. Евгения говорит:

    Тогда в этот самый «хороший блог» будешь заглядывать только тогда, когда сам этого захочешь.

  2. Китти говорит:

    Как всегда, отлично подобранный видеоролик! 🙂
    меня в детстве сильно раздражало, когда мама проверяла домашнее задание: она всегда требовала, чтобы я отвечала слово-в-слово, и если я хотя бы местами переставляла предложения (например, в параграфе по истории) — то получала книжкой по лицу и все начиналось сначала… Училась я лучше всех, постоянно выигрывала почти все городские олимпиады (а потом и дальше) — но все равно была вынуждена зубрить дословно все подряд. Хорошо хоть, память у меня была тогда как у Штирлица :))

  3. Инна говорит:

    Здравствуйте Лия! Мне очень импонирует Ваш сайт, наверное нашла в нем что то свое родное заходите на посмотрите и оцените, что то общее однозначно есть. Удачи и успехов Вам !

  4. Как всегда четко, и со смыслом:) качественные рекомендации — помню, как меня приучали выполнять домашку самостоятельно:)..
    Алиса Алексеева recently posted..«Картины кровью Джордана Иглза (JORDAN EAGLES)»My Profile

  5. Виктория говорит:

    Очень хорошие рекомендации. Пожелаем всем родителям первоклашек успешной адаптации и как можно дольшего сохранения здоровья и познавательной активности!
    Виктория recently posted..Научный руководитель дипломной работыMy Profile

  6. Лидия говорит:

    Стараетесь, помогаете во всем разобраться родителям, какое чудо Интернет! И Вы мне тоже нравитесь своими притягательными рассказами:)
    Лидия recently posted..Благодарность человеку – 2My Profile

  7. rastihabadnik говорит:

    Здорово, так все по полочкам разложено! Особенно понравилось, что надо приучать четко формулировать вопросы, а не паниковать «я ничего не знаю».
    У нас тоже есть первоклассница. И знаете, какая у нее самая первая надпись в дневнике? «Молодец, съела весь обед!» 🙂

  8. Татьяна Задоя говорит:

    Лия, статья очень полезная. Так хотелось бы, чтобы как можно больше родителей с ней познакомилось. Отправляю в твиттер.
    Татьяна Задоя recently posted..Грибы, грибы…My Profile

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge